Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 [ 83 ] 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

15 Глава. Цирки

15.1. Основные положения

Современный цирк как особое зрелище сформировался в основном в XIX в. Вначале в состав представления кроме жанров, присущих цирковому искусству, входила и пантомима. Объединение в одном зрительном зале двух равноценных демонстрационных площадок, манежа (арены) для собственно циркового представления и глубинной сцены для показа пантомимы послужило основанием для появления сложного типа зрелищного учреждения цирка-театра. Практически это были театры, в которых значительную часть партера занимал цирковой манеж.

В середине XIX в. пантомима теряет значение ведущего жанра и действие ее переносится на манеж. Таким образом, отпадает необходимость в сцене. Здание цирка освобождается от композиционного конфликта между сценой с характерной направленностью зрителей в одну сторону и ма- нежем, окруженным зрителями со всех сторон. На этом же этапе в репертуар цирка вошла воздушная гимнастика, которой потребовалось свое жизненное пространство -полусфера перекрытия.

Возникает совершенно новый типологический вид сооружения, специфику которого определяет зрительный зал круглой или многоугольной формы с манежем в центре. Зал перекрывается пологим куполом с устройством приспособлений для подвески гимнастической аппаратуры. Таким образом, сооружение строится на ведущей вертикальной оси, что определяется цен-тричной структурой Здания.

Зимние капитальные цирки проектируются для больших городов и являются уникальными общественными сооружениями с характерными объемом и силуэтом. К ним необходимо обеспечить удобные подходы для пешеходов и подъезды общественного транспорта. Участок, на ко-

тором проектируется цирк, его положение в городе, а также характер близлежащих кварталов, улиц, бульваров, парков обусловливают архитектурно-планировочное решение здания По своей КОМПОЗИ1ЩИ цирки можно условно разделить на два основных типа, тенденция к формированию которых прослеживается начиная с XIX в.

На участках, где явно выражен главный парадный подход к зданию, располагаются цирки первого, наиболее распространенного типа, состоящего из основного объема зрительской части и примыкающего к нему производственного корпуса. Как правило, основной объем проектируется цен-тричным и симметричным, а производственный корпус может иметь более свободную форму в зависимости от условий участка и решения генерального плана.

Цирки второго типа располагаются на участках, где обозреваемость здания со всех сторон равнозначна, т.е. в центре бульвара, площади и т.д. В этом случае цирк, занимая островное положение, обычно проектируется более компактным, все помещения размещаются в одном нерасчлененном объеме. Такое решение более сложно в планировочном и технологическом отношении.

15.2. Структура зрительного зала

Зрительный зал цирка состоит из манежа (арены), амфитеатра, купола, эстрады, помещения для оркестра, осветительских ложи и мостика (рис. 15.1).

Манеж (диаметр 13 м), сложивший ся более ста лет назад, стал стандартным и удовлетворяет . условиям всех представленных в цирке жанров. Его круглая форма является наиболее приемлемой для представлений, не свя-



152. Структура зрительного зада 257

г лам на i/ровне манежа и

осевых ПРОХОДОВ


Г.лан на уровне веркчего ояда амфитеатоа


Возмопные планировочные схемы цирков и основные варианты расположения лестничных узлов

с двумя лест,ичными узлами

с еть-римя г.естничными узлами

С Jecниu,aми,pacttoлoжeнныwи го vpy


[" I 3pMTejbHbtM зал

Рис. 15.1. Схема типичного решения зрительного зала I манеж (арена d 1Ъ м); 2-амфитсатр; 3 rianiibiM артистический проход; -гланный осевой проход;

лестн-/чнь-е узльг

5-чочсречиый осевой [1роход. б-кольцевое фойе, служащее также для проходи артистов к осевым проходам: 7~по.усфера [Крекрытия;


зрительская часть

8-колосниковая решетка; 9 надколосниковос иросгранстно; 70-[1омешение оркестра; Л-ложа дирекции; 12 освстительская -южа;


: г.роизводственная часть

13-освститсльский мостик; 14 ложа Д-1Я прожекторов; /5-эсграда; 16 помещение о11ускающе1ося манежа (бассейн). Размеры з-казань! минимальные

занных с декорациями и определенным аспектом зрения. Манеж окружен барьером высотой и шириной 0,5 м. В проходах барьер раздвигается на петлях

в наружную от манежа сторону. Пол манежа покрывается слоем утрамбованного чернозема на грунтовом основании. В наиболее совершенных совре-



менных цирках пол манежа делается опускающимся для проведения водных пантомим. В этом случае пол конструируется рещетчатым и покрывается эластичным ковром из специальной синтетической пряжи.

Амфитеатр с рядами мест для зрителей окружает манеж сплошным кольцом. Уклон амфитеатра определяется условиями видимости всего манежа с каждого места и является одним из наиболее крутых среди зрелищных сооружений. Ближайшая точка наблюдения (барьер манежа) расположена относительно близко к первому ряду и на довольно низкой отметке (уровень пола манежа и уровень первого ряда амфитеатра находятся на одной отметке). Глубина ряда мест, высота ступеней амфитеатра и ширина кресел проектируются в соответствии с театральными нормами.

Купол зала обычно конический или в виде сферического сегмента. Внутренняя поверхность, его является фоном для воздушных номеров и потому оформляется крайне скромно и окрашивается в светлые тона, хорошо воспринимающие свет прожекторов. В центре купола точно над манежем на высоте не менее 18-20 м устраивается кольцо диаметром, равным диаметру манежа, в которое вмонтирована колосниковая решетка, служащая для подвески и крепления гимнастической аппаратуры.

Эстрада в современном цирке имеет второстепенное значение, она используется в основном для парадных выходов артистов и для коротких интермедий в промежутках между основными номерами, идупщми на манеже. Она обычно располагается над главным артистическим проходом.

Помещение для оркестра проектируется в виде эстрады над главным осевым проходом, со стороны, противоположной артистическому проходу. Это дает возможность дирижеру видеть выход артистов.

Осветительская ложа (или регуля-торная), в которой находится управле-

ние всем освещением зала, располагается обязательно над оркестром. Это продиктовано тем же соображением, что и расположение оркестра.

Кольцевой осветительский мостик служит для размещения на нем прожекторов, обеспечивающих освещение манежа и подкупольного пространства со всех сторон. Он может проектироваться вдоль капитальной стены зрительного зала, над последним рядом амфитеатра, либо в галерее чердачного пространства с люкарнами, открытыми в зал, либо, наконец, в виде мостика, подвешенного к конструкции Kynof ла на соответствующей отметке.

В пределах амфитеатра желательно иметь несколько небольших лож-площадок для размещения на них дополнительно одиночных прожекторов.

Произёодственные

и зрительские помещения

Особенности технологии цирковых представлений предъявляют довольно жесткие требования к размещению рабочих помещений. Все они обычно группируются с задней стороны здания, должны иметь удобное сообщение между собой и связь со зрительным залом.

Артистические уборные проектируются по театральным нормам и могут располагаться как в первом, так и во втором и третьем этажах.

Конюшни и помещения для других животных находятся в непосредственной близости от артистического прохода, обязательно в первом этаже (на уровне отметки пола манежа). Никакие пандусы и перепады в отметках пола здесь не допускаются. Помещения для хищников должны примыкать к артистическому проходу по возможности близко к манежу; перегородки и столбы внутри этих помещений не допускаются, так как они затрудняют передвижение клеток с животными.

Все помещения для животных проектируются с естественным освещением. Они должны быть максимально



Алюминиевая фольга для утепления бани МИК-Изол.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 [ 83 ] 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179