Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

щении и помещении для культурно-массовой работы; помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения административно-хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).

Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, яв- ляются планировка и взаиморасположение учебных секций, отличающиеся большим разнообразием (рис. 9.5).

В настоящее время в отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией. Этот тип учебной секций является, пожалуй, оптимальным для младшего и среднего возраста.

Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним или двусторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе обучения в старших классах.

В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учебных секций: класс-рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов,-для младших школьников; секции, объединяющие до шести классов или кабинетов,-для старших школьников; классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей.

В отношении взаиморасположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьного здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учебных секций и блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух- и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что, однако, ставит классы в разные

условия и ограничивает возможности постановки зданий на различно ориентированных участках.

В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотностью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтажных школьных зданий), спальные корпуса школ-интернатов-до четырех этажей.

В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтажными; одно- и двухкомплектных средних школ-двухэтажными; школьные здания трех- и более комплектные-трех-, четырехэтажными.

Школьные здания и комплексы большой вместимости часто имеют смешанную этажность: учебные блоки младших классов-двухэтажные; средних классов-трехэтажные; старших-четырехэтажные. Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.

В связи с тем, что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), увеличение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет .создать лучшие условия для учащихся и педагогов, облегчить связи с участком.

Однако улучшение функционально-технологических качеств школьных зданий при снижении этажности имеет свои пределы: в определенных условиях коммуникации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлиниться. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ-интернатов. Суще-



ственным фактором, определяющим основу архитектурной композиции щкольных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными группами щкольных помещений.

По приемам композиции щкольные здания можно подразделить на три основных типа: централизованные, блокированные и павильонные.

Здание щколы или щколы-интерна-та централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно-жилой корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строительства в северных районах. Достоинство такой композиции-экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных по-. мещений.

Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов-блоков (учебных, учебно-жилых, зальных и др.), связанных между собой теплыми переходами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большой вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе (II и Ш строительно-климатические райошэ!), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.

Достоинством этой композиции является возможность: хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педагогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно коротких связей между отдельными группами помещений; обеспечить для каждой

функциональной группы школьных помещений органически присущее ей пла-нировочно-конструктивное решение; добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей композиции.

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества: положительные-лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов и т.п.; отрицательные-ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций.

В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших . классов и т.д.

Таким образом, современное школьное здание представляет собой, как правило, сложную, развитую объемно-пространственную структуру, которая должна обеспечить как оптимальные функционально-технологические качества, так и архитектурно-художественную выразительность здания.

При проектировании школьных зданий следует иметь в виду, что они являются объектами массового строительства, поэтому их архитектурно-художественная выразительность должна достигаться простыми и скромными средствами: правдивым отражением внутренней структуры зданий, масштаба и характера основных школьных помещений; унифицированными размерами применяемых планировочных шагов и пролетов, органич-




планировочной композиции школьных зданий различных типов показаны на рис. 9.6.


Рж. 9.5. Динамит преооразоеаиия учебной секции школьного здаиия й~линсйая учебная секция;

б-компактная учебная секция; бикомпактная учебная секция с гибким плано.ч

ным выявлением конструкций и материалов.

Разрезка стеновых панелей, пропорции и рисунок оконных переплетов, ритм и чередование импостов и простенков, цветовое и фактурное решение, лестницы, входы и т.д. являются важными средствами для достижения архитектурно-художественной выразительности школьных зданий. Приемы

9.5. Конструкции

школьных зданий

По конструкциям и строительным материалам школьные здания подразделяются на пять групп: каркасно-па-нельные, крупнопанельные, крупноблочные, с несущими стенами из местных материалов (кирпич, естественный камень) и деревянные.

Оптимальными школьш>1Ми зданиями считаются каркасно-панельные, обеспечивающие наибольшую гибкость и свободу планировки, высокие требования к естественному освещению учебных помещений, позволяющие в случае необходимости изменять планировку отдельных помещений в процессе эксплуатации. Недостатками каркасно-панельных конструкций являются большой расход стали, относительная их трудоемкость и некоторое удорожание строительства по сравнению с другими конструкциями.

Принятые в современной практике массового строительства планировочные параметры каркасных конструкций, основанные на сетках 3 х 6 и 6 X 6 м, не всегда совпадающие с параметрами основных школьных помещений, в ближайшее время будут дополнены пролетами 7,2 и 9 м.

Крупнопанельные школьные здания уступают каркасно-панельным в отношении гибкости планировочных решений. В таких зданиях предусматривается применение . каркаса или заменяющих его элементов для актовых и гимнастических залов, столовых, вестибюлей и гардеробов и т.д. Однако в отношении трудоемкости, расхода стали и стоимости они имеют определенные преимущества перед каркасно-панельными.

Крупноблочные здания, сыгравшие свою роль при внедрении индустриальных методов в школьное строительство, уступают во всех отно-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179