Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

ставителей нового движения в архитектуре и, в особенности, Мис ван дер

, Роэ. Однако тысячелетний опыт строительства в-любых климатических условиях и особенно исследования, проведенные за последние годы, показывают, что такой подход к проектированию не способствует формированию архитектурного образа и приводит

, к резкому дискомфорту и огромным теплогютерям. Особую проблему создают так называемые «ленточные» светопроемы и наружные солнцезащитные элементы на фасадах зданий. Дело не только в том, что «ленточные)) светопроемы нивелируют образ общественного здания, приближая его к промышленному, но и в том, что, как правило, невозможно уменьшить вертикальные размеры таких светопроемов из соображений их светоак-тивности и архитектуры интерьеров. К,тому же такие светопроемы не решают проблему достаточности освещения в современных зданиях с большой глубиной помещений и ограниченной высотой. Даже 100%-ное остекление фасадов в этом случае неэффективно.

Следует отметить также и еще один пример некритического опюшения некоторых архитекторов к выбору композиционных элементов в архитектуре общественных зданий: такой сугубо «фопический» элемент архитектуры, как крупномасштабные наружные солнцезащитные экраны, применяется сейчас не только в центральных районах, где они бесполезны, но даже на Крайнем Севере.

На этих примерах видно, насколько важно в эстетической подготовке архитектора изучение архитектурно-светотехнических факторов проектирования.

5.4. Естественное, искусственное и совмещенное освещение

В зависимости от особенностей светового климата местности архитектор корректирует объемно-пространственное и планировочное решение зданий или сооружехшй и их расположение на

генеральном плане. Важнейшими факторами при этом являются: выбор рациональных размеров и прогюрций светопроемов, их ориентации по сторонам горизонта, глубины помещений и пластики и силуэта фасадов. Следовательно, эти факторы влияют как на поиск образа здания (в том числе «северного» или «южного», рис. 5.1), так и служат важнейшим федством ограничения площади остекления здания, определяющей его комфортность и экономическую целесообразность. Привычным для человека является естественное освещение, поэтому его характеристики, свойственные данному месту строительства (яркость неба, контрастность, направленность, спектральный состав), могут служрггь ориентирами при проектировании искусственного освещения интерьеров. Именно этим объясняется стремление применять в интерьерах светящие поверхности, успешно имитирующие по яркости и спектру естественный свет, а по архитектурному решению окна и фонари. Это одно из наиболее действенных средств выражения современной архитектуры, возникших в связи с появлением новых источников света-газоразрядных ламп и электролюминесцентных панелей (рис. 5.2).

Совмещенное осЬещение прогрессивный прием освещения интерьеров естественным и искусственным светом, характеризующийся (в отличие от смешанного освещения) доминирующей ролью естественного света при постоянно или периодически действующем догюлнительном искусственном осжещении (в зонах помеи1ений с недостаточным естественным освещением), близком к естественному по распределению яркости и спектру. Дополнительная искусственная освещенность в зоне В„ (рис. 5.3) определяется по приближенной формуле при критической наружной освещенности от облачного неба, равной 5000 лк.

£ = 160еср,

где «ср-среднее значение к. е.о. в чоне Вц с недостаточным естественным светом. Оггределяет-ся по методу, изложенному в СНиП П-4-79.

4-852






Этот прием получил широкое применение, так как позволяет увеличивать глубину помещений, обеспечивать относительное постоянство условий зрительной работы и восприятия архитектуры интерьера при переходе от светлых часов суток к темным и значительно экономить затраты на строительство и эксплуатацию таких зданий, как учебные, административные, торговые, спортивные, КБ и др. Наиболее целесообразное в эстетическом, функциональном и экономическом отношении совмещенное освещение достигается при автоматическом его регулировании в зависимости от наружной освещенности. Совмещенное освещение улучшает кажущиеся пропорции помещения и позволяет значительно снижать площадь светопроемов.

При проектировании освещения интерьеров решаются три основные задачи:


Рис. 5.1. Образ и выразительность архитектуры учебного здания в различных климатических районах

Л-Политехнический институт в Ханое, бО-е годы, архитекторы В. Бондаренко,

Е. Будник, Н- Оболенский; Б-университет в Ювяскюля, архит. А. Аалто; В-меЛресе Мир-и-Араб, Бухара,

Г-Спас6-Прео6раженскиВ монастырь, Ярославль (рис. хит. С. Непомнящего)

функциональная-обеспечение уровня и качества освещения, необходимого для конкретных условий зрительной работы в помещении;

эстетическая - создание архитектурного светового образа, придание художественной выразительности фасаду и интерьеру;

экономическая-выбор оптимального варианта при минимальных приведенных затратах с учетом функциональных и архитектурных требований.

Функциональная освещенность создается в соответствии с требованиями СНиП II-A.4-79, в котором приводится общая методика расчета естественного,




Рис. 5.2. Архитектурное освещение зрительного зала Крем.певского Дворца Съездов в Москве. Общий вид и детали гютолка ;,

«-детали светящегося потолка: I -вогнутая падуга; 2-люминесцентные лампы; 3-зеркальные лампы;

б-деталь светящегося

козьфька над сценой:

1 -ннша с люминесцентными

лампами; 2-ниша

с зеркальной лампой;

3-отражатель;

4-люминесцентные лампы;

5 зеркальные лампы;

6-экранирующая решетка




Рис. 5.3. Схемы совмещенного освещения интерьеров й-пря боковом естественном

освещении; б-при верхнем естественном освещении

4 искусственного и совмещенного освещения зданий.

На промежуточных стадиях проектирования архитектор может пользоваться приближенными методами определения площади светопроемов

и количества и типов светильников

Т с помощью простых формул:

а) площадь светопроемов при боковом освещении

нзЛопзд .

б) площадь светопроемов (фонарей) при верхнем освещении




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179