Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

В проектировании и строительстве Ьыл принят модуль, равный 100 мм. Кубик со стороцой 10 см достаточно хорошо вписывался в габариты основных строительных конструкций и лег в основу многих модульных систем, например в Бельгии, Италии, Франции, Швеции и в странах СЭВЧ

В ЕМС кроме основного модуля имеются также производные модули: укрупненные и дробные. Даны общие принципы укрупнения модулей, расположение модульных разбивочных осей, привязки к ним конструктивных элементов и определения размеров элементов зданий и строительных изделий.

Производные модули ЕМС имеют следующие значения: укрупненные-6000, 3000, 1500, 1200, 600, 300 и 200 мм; дробные-50, 20, 10, 5, 2 и 1 мм.

Основной модуль принято обозначать буквой «М». Производные модули выражаются в виде: 60М, ЗОМ, 15М, 12М, 6М, ЗМ, 2М, 1/2М (рис. 3.1). Укрупненные модули 2М и 15М используются редко.

Применение производных модулей для установления размеров одного объемно-планировочного или конструктивного элемента (за исключением модуля 60М) ограничивается некоторыми пределами, например ЗОМ-в плане до 18 м; 15М-в плане до 12 м; 6М-В плане до 7,2 м.

Высота этажей назначается кратной ЗМ в пределах до 3,6 м и далее 6М и 12М; кратно этим модулям назначается также высота колонн одноэтажных зданий, высота проемов, панелей и блоков. Высота этажа общественных зданий 3,3 м (для зданий высших учебных заведений-в виде исключения 3,6 м) и 4,2 м кратна ЗМ и 6М. Для залов общественного назначения применяются высоты 4,2; 4,8 м и далее при необходимости дополнительные, кратные 6М.

Шкинев А. Н., Хазанов Д. Б. Международная модульная система в строительстве.-Бюллетень строительной техники, 1969, JSs 6.

Оптимальной для общественных зданий с присущим им разнообразием объемно-планировочной структуры, как известно, является каркасная конструктивная система, обеспечивающая свободу в проектировании. Крушшпа-нельная бескаркасная схема характерна для отдельных типов зданий, например гостиниц, пансионатов, домов отдыха, санаториев.

Для залов различного назначения целесообразно применять в планах укрупненные модули ЗОМ и 60М и при дальнейшем увеличении шагов до 90М 120М. Последние позволяют проектировать более удобные залы крупных универмагов, универсамов и других зданий, обеспечивая дополнительные возможности для расстановки мебели и оборудования.

Концепция модульной координации связана с условным расчленением пространства параллельными модульными плоскостями, располагаемыми по направлениям трех осей координат на расстояниях, равных основному модулю М или полученным от него укрупненным или дробным модулям. Элементы проектируемых зданий заполняют пространство между соответствующими модульными плоскостями или линиями на плоскости.

Модульная координация предусматривает наряду с прямоугольной системой модульных координат возможность применения также косоугольных, центрических, криволинейных и других систем (рис. 3.1).

Таким образом, модульная система дает возможность согласовать размеры всех частей здания, включая планировочные элементы (основные помещения, коридоры, вертикальные коммуникации, составляющие полезный объем здания, и конструктивные элементы-стены, перекрытия, покрытия, заполнение оконных и дверных проемов, перегородки, формирующие этот полезный объем), а также элементы инженерно-технологического оборудования. Такая координация имеет не только технико-экономическое значение, но и связана с основными задачами архитектуры-



обеспечением функциональных и художественных качеств проектируемых Зданий путем согласования необходимых размеров элементов и благоприятных соотношений между этими размерами, различные сочетания которых могут служить для создания разнообразных композиций.

3.2. Методы титвого проектирования

Типология общественных зданий охватывает большой диапазон видов: от зданий учебно-воспитательного, торгово-бытового, лечебно-оздоровительного назначения до зданий управления, научно-исследовательских и проектных институтов, театров, клубов, кцнотеатров, музеев, библиотек, спортивных сооружений. Они составляют основу >искусственной среды для труда, быта, отдыха и общественной деятельности людей и во многом формируют облик городских и сельских поселений.

Общественные здания первичной сети обслуживания (детские дошкольные учерждения, магазины, столовые и др.) являются объектами наиболее массового и принципиально однотипного строительства. Несмотря на возможные разнообразные композиционные решения этих зданий, их проектирование ориентируется на определенный демографический состав населения, состав и площади помещений, типы конструкций, условия, необходимые для создания комфорта. Это создает основу для унификации и типизации объемно-планировочных параметров конструкций и строительных изделий.

Массовость повторения и принципиальная однотипность помещений, предназначенных для определенных функциональных процессов, а также огромные масштабы строительства общественных зданий в нашей стране потребовали в 50-е годы интенсивной

разработки типового проектирования, которое сыграло решающую роль в индустриализации строительства и сокращении его сроков и стоимости.

Составлению первой номенклатуры типовых проектов предшествовала работа по классификации общественных зданий. Было выявлено около 170 основных видов общественных зданий, свыше 700 их разновидностей, которые включали около 4000 типов зданий.

Разработку методов типового проектирования можно разделить на ряд этапов, связанных с переходом от рассредоточенной (дисперсной) к ступенчатой организации системы культурно-бытового обслуживания.

Наиболее ранний этап можно назвать периодом так называемого «штучного» типового проектирования. Характерной чертой этого этапа является разработка типовых отдельно стоящих и встроенно-пристроенных зданий. Но указанная выше обширная номенклатура типов общественных зданий явилась в то время главным недостатком, который сводил практически на нет преимущества типового проектирования: экономичность и ограниченный набор конструктивных деталей.

Следующий этап типового проектирования связан с разработкой «комплексных серий» типовых проектов. В основу этого метода был положен принцип стандартизации элементов системы культурно-бытового обслуживания новых жилых районов применительно к планировочной структуре: группа жилых домов, микрорайон, жилой район. Некоторое сокращение числа типов зданий в комплексных сериях было достигауто благодаря применению методов «кооперирования» и «блокирования» учреждений и предприятий культурно-бытового назначения. Однако практика проектирования и строительства 60-х годов выявила ряд недосгатков комплексных серий. Наиболее значительным из них были ограниченная градостроительная маневренность типовых проектов в различных условиях развития городов на

3-852



НОВЫХ территориях и в реконструируемых районах, а также многократное повторение и однообразие композиционных приемов, характерные для данного этапа типового проектирования. За последние годы создано новое поколение типовых проектов общественных зданий для массового строительства, в которых сделана попытка избежать указанных недостатков.

В области типового проектирования в отечественной и зарубежной практике определились два основных метода типизации: первый, относящийся главным образом к начальному эта- , пу типизации, характеризуется тем, что объектами ее являются здания, а метод основан на типизации индустриальных деталей.

Первое направление называется «закрытой» системой типизации с разработкой замкнутых серий типовых проектов отдельных зданий с одним или несколькими вариантами конструктивных решений. При этом сборное строительство по «закрытой» системе было рассчитано на заводское изготовление деталей для зданий определенного типа-по принципу «от проекта к деталям». Основным недостатком этого направления явились «унификация архитектурного решения» и отсутствие взаимозаменяемости конструкций в различных сериях, типизация которых носила обособленный характер.

Второе, более прогрессивное направление,-«открытая» система типизации, основанная на использовании унифицированного сортамента индустриальных изделий, не привязанных к конкретныл;! типам зданий или их сериям с возможностью их произвольного сочетания и взаимозаменяемости. Открытая система типизации обеспечивает свободу в творчестве архитектора при проектировании полносборных зданий на основе модульной сетки и сортамента моду.пьных изделий. В отличие от первого направления, проектирование здесь ведется по принципу «от изделий к проекту», поэтому разработка такой системы типизации

является проблемой не только технической и экономической целесообразности, но и одновременно проблемой обеспечения архитектурно-художественной выразительности зданий, комплексов, градостроительных ансамблей, построенных из стандартных элементов.

Отсюда главной задачей совершенствования типового проектирования массовых общественных зданий и комплексов является поиск путей повышения архитектурно-художественного качества в условиях индустриального строите-чьства: выявление методов и путей типизации, которые в равной степени удовлетворяли бы запросам строительной техники, экономики и требованиям архитектурно-художественной композиции. В настоящее время используются перспективные методы секционного блокирования объемно-планировочных элементов, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

3.3. Нормализация

Нормализация-это разновидность типизации, выполняющая вспомогательную роль путем создания нормалей планировочных решений различных типов общественных зданий и их фрагментов.

Целью разработки нормалей является внедрение в типовое проектирование и строительство прогрессивных функциональных решений в соответствии с действующими нормами проектирования. Нормали разрабаты- ваются применительно к полносборным, крупнопанельным и каркасно-панельным зданиям, а также зданиям с несущими стенами из кирпича и блоков. Их разработка проводится на основе опыта проектирования, материалов научно-исследовательских работ и практики эксплуатации зданий.

Унифицированный сортамент, стандарты и каталоги строительных изделий открывают перед архитекторами широкие возможности для проектирования современных общественных зда-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179