Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 [ 114 ] 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

тивным. На первом этапе создается сеть обслуживания местного значения при постепенном развитии общественно-торговых центров высшего порядка.

Таким образом, сети торгово-бытового обслуживания в условиях системы фуппового расселения создаются по принципу не равномерного распределения их элементов по всем населенным местам, а с учетом ведущей роли крупных центров системы. Единая система группового общественно-торгового обслуживания должна способствовать повышению качества обслуживания при экономном использовании капитальных затрат.

В современных условиях развития градостроительства подсистема торгово-бытового обслуживания выходит за рамки отдельно взятого города. Социальный и научно-технический про-фесс настоятельно диктует переход от традиционной автономной схемы организации торгово-бытового обслуживания обособленных городов к более сложной полицентрической в масштабе фуп1п>1 взаимосвязанных городов и населенных мест сельского и городского типа.

Научно-технический прогресс в сфере торговли проявляется прежде всего в росте производства и увеличении ассортимента предметов и товаров массового потребления. Совершенствуются упаковка товаров, холодильная техника, что способствует объединению в одном торговом зале продажи продовольственных и непродовольственных товаров. Внедряются прогрессивные формы торговли (самообслуживание, торговля по образцам, система заказов с доставкой на дом, посылочная и развозная торговля и др.), что будет способствовать сокращению времени на покупку товаров.

Концентрация и специализация в сфере торговли находят свое выражение в разделении функций двух основных ее звеньев: товароснабжения и реализации. Функции хранения, фасовки и подготовки товаров к продаже дереносятся в промышленность и на р;рупные централизованные склады.

Это позволит сократить складские и подсобные площади в магазинах и соответственно увеличить их торговые залы, что будет способствовать повышению уровня обслуживания населения. Магазинно-выставрчная форма торгового обслуживания на основе информации и популяризации товаров будет содействовать формированию потребностей и воспитанию вкусов населения.

Научно-технический прогресс в сфере общественного питания ведет к совершенствованию технологии приготовления пищи, переносу основных процессов подготовки продуктов питания высокой степени готовности на крупные фабричные высокомеханизированные предприятия (например, производство консервированных или замороженных блюд, требующих минимальных затрат времени перед их употреблением). Это будет способствовать сокращению производственных площадей в зданиях столовых, кафе, ресторанов и соответственно увеличению обеденных залов, повышению комфорта обслуживания населения. С социальной точки зрения сокращается общественно необходимый труд, затрачиваемый на приготовление блюд как в общественном питании, так и в домашних условиях.

Научно-технический прогресс в сфере бытового обслуживания проявляется в создании крупных механизированных предприятий службы быта по ремонту обуви, одежды, бытовой техники, химчистке, ремонту и уборке квартир и др., что будет способствовать развитию и совершенствованию форм предоставления услуг населению на дому и минимизации затрат времени и сил на их получение.

22.2. Сети торговЬ-бытового обслуживания

За топы Советской власти в наших городах и поселках создана разветвленная сеть предприятий торговли,



общественного питания и бытового обслуживания. Первоначально эта сеть . имела расфедоточенный (дисперсный) характер. Не было единых нормативов и правил по размещению объектов обслуживания.

В конце 50-х и начале 60-х годов была создана «ступенчатая» система обслуживания. С этих пор все проектирование сетей обслуживания в городах, расчет мощностей (вместимостей) соответствующих предприятий ведется по СНиП согласно дифференцированным, в соответствии с территориальной структурой городов, расчетным показателям и нормам.

В основу СНиП была положена концепция ступенчатой системы: подразделение всех товаров и услуг на ступени по частоте спроса. Она со- . стоит из повседневного (включая первичное), периодического и эпизодического обслуживания. Для каждой ступени определен радиус пешеходной доступности от жилища до предприятий и учреждений обслуживания. Каждая ступень соответствует структурной градостроительной единице-микрорайону, жилому району, городу в целом. .

Ступенчатая система сыграла важную роль в организации и построении сети общественного обслуживания. Она способствовала нормированию сети, учету комплексности обслуживания, типизации и индустриализации строительства общественных зданий.

Но в настоящее время отмечается несовершенство этой системы. Характерное для ступенчатой системы деление предприятий и учреждений обслуживания на повседневные, периодические, эпизодические соответственно основным градостроительным структурным единицам микрорайон-жилой район-город на практике не оправдало себя и постоянно меняется. Объекты обслуживания измельчены и неэкономичны. Увеличивающаяся подвижность населения и многообразие городской общественной жизни ограничивают сферу применения ступенчатой системы в ее «чистом» виде,

так как жизненные потребности населения должны обеспечиваться не только в селитебной зоне, но и по месту работы, в общественных центрах, зонах отдыха и развлечений.

Известная замкнутость, стабильность и жесткая иерархичность ступенчатой системы, явившиеся следствием абсолютизации представлений о микрорайоне, приводят к необходимости ее совершенствования, создания более гибкой и развитой системы общественного обслуживания, включая и транспортное.

В конце 60-х годов в нашей стране наметился более прогрессивный подход к организации и размещению сети торгово-бытового обслуживания, так называемая «функциональная система». Существо ее заключается в том, что торгово-бытовое обслуживание по функциям подразделяется на- две категории :

массовое (стандартное)-с минимальными затратами времени населения, предоставляющее товары и услуги наиболее массового спроса-большая часть продовольственных и непродовольственных товаров повседневного пользования, общественное питание по месту жительства, на производстве, в учебных заведениях и услуги мелкого срочного ремонта, стирка, химчистка и т.п.;

индивидуальное (специальное, избирательное), рассчитанное на затраты части свободного времени, предоставляющее населению товары и услуги,-отвечающие разнообразным запросам: и индивидуальным вкусам людей. Эта категория обслуживания осуществляется крупными универсальными и специализированными магазинами с развитым ассортиментом товаров и повышенным комфортом; различными по профилю ресторанами, кафе и т. п., где создается среда для отдыха, общений и развлечений; различные бытовые предприятия (Дома быта, салоны мод, красоты, бани-термы и т.п.) с индивидуальным и комфортным обслуживанием.

Первая категория-массового обо-



луживания-рассчитана на пешеходную доступность и связь с транспортными путями в зонах повседневной деятельности человека-в жилой зоне, в местах приложения труда, на транспортных узлах и в зоне отдыха.

Вторая категория-индивидуального целевого обслуживания-осуществляется в системе центров городского значения, в зонах отдыха и туризма.

Эта система отвечает требованиям социального и научно-технического прогресса и современного развития фадостроительства. Она формируется независимо от границ микрорайонов, жилых районов, тесно связана с системой группового расселения и транспортными коммуникациями, поэтому ее можно назвать «открытой» системой обслуживания.

В настоящее время, в соответствии с действующими нормативными документами, сеть торгово-бытового обслуживания формируется на основе единой функциональной системы, состоя-шей из двух рассмотренных выше взаимосвязанных и взаимодополняю-вдх категорий предприятий массового :тандартного и индивидуального избирательного обслуживания, размещаемых с учетом особенностей планировочной структуры и выполняемой функции предприятия обслуживания.

Предприятия стандартного обслу-«шванИя размещаются на всей терри-юрии города или поселка и равномер-ю распределяются так, чтобы населе-ffle в любой точке могло ими пользоваться попутно, с минимальной затра-гой времени.

1 При объединении предприятий рндартного обслуживания в местные (орговые центры с одгювременной ривязкой их к транспортной схеме населенного места обеспечивается рав-значность обслуживания всей сели-бно-производственной зоны с пеше-рдной доступностью в пределах пред-гмотренного СНиП радиуса 500 м, ли 7-10 мин пешком.

Сеть местных торговых центров до- -олняется другими попутными пред-риятиями стандартного обслужива-

ния, которые размещаются на транспортных узлах, в подземных переходах и в комплексе с учреждениями и предприятиями других видов обслуживания.

В различных градостроительных условиях возможны и другие варианты размещения местных торговых центров. Так, в условиях севера или в районах со сложным рельефом возможен радиус обслуживания в пределах до 300 м. При низкой плотности застройки радиус пешеходной доступности увеличивается до 700-800 м, чтобы не размельчать сеть, сохраняя необходимый ассортимент товаров и услуг.

В Москве, например, предполагается создать укрупненные местные центры у пересечения транспортных магистралей, около станций метро с радиусом обслуживания 800-1000 м. Эти центры дополняются комплексами приближенного обслуживания: филиалами универсамов, столами заказов, приемными пунктами прачечных и т.п. (предложение МНИИТЭП).

Формирование местных центров, состоящих из предприятий торговли, общественного питания и службы быта, объединение их с другими видами обслуживания, как, например, почта, сберкасса, аптека, кинотеатр или клуб, а также включение в их-состав остановочного пункта общественного транспорта, мест стоянок и гаражей личных автомобилей,-приводит к созданию общественно-торговых центров данного уровня обслуживания. Это расширяет возможности создания разнообразных архитектурно-пространственных композиций общественных центров в конкретных местных условиях.

Сеть индивидуального специального обслуживания предназначается для удовлетворения потребностей населения всего города и тяготеющих к нему населенных мест системы группового расселения. Размещение общественно-торговых центров городского значения обусловливается градостроительной структурой и транспортной схемой внутригородских и внешних связей.

На этой основе создается развет-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 [ 114 ] 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179