Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 [ 94 ] 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

/7.5. Функциональные взаимосвязи групп помещений 289

бленные разделы выставки. В зависимости от меры обособленности различают приемы компактного размещения блоков и свободное их размещение.

Компактные блочные композиции из примыкающих друг к другу однотипных или разнотипных блоков одинаковой или, разной этажности образуют экспозиционное пространство, дифференцированное по площадям и высотам. В отдельных блоках могут размещаться кинолекционный зал, буфеты и т. п. помещения. Нередко такая структура формируется вокруг ядра. Широко применяются композиции из повторяющихся единообразных объемов или структурных ячеек (павильон Испании на ЭКСПО-58). Такой прием обеагечивает развитие выставочного павильона во времени.

Свободное изолированное или связанное переходами размещение блоков обеспечивает необходимое разграничение разделов экспозиции и связь с окружением. Открытые пространства и переходы включаются в композицию и в график движения.

17.5. Функциональные взаимосвязи групп помещений

Объемно-планировочные рещения постоянно действующих выставочных павильонов должны обеспечивать воз-.можность изменения тематики (универсальное использование пространства) и числа экспозиций (гибкая внутренняя планировка), а также расширения здания (в том числе путем достройки блоков или модулей). Планировка выставочного здания должна отвечать тематическому плану, характеру экспонатов и замыслу экспозиционного показа, обладать рациональной организацией, четким функциональным зонированием и обеспечивать простоту ориентации посетителей.

График движения определяется взаимосвязью помещений и предусматривает обход экспонатов в порядке логического построения. В крупных па-

вильонах, чтобы облегчить перемещение посетителей вдоль выставочных экспонатов, применяются мех,анические средства, например движущийся тротуар. В небольших павильонах предусматривается принудительный график движения с разделением входов и выходов. Одним из благоприятных вариантов организации графика движения является сочетание кругового маршрута с тупиковыми. С точки зрения функционального решения представляет интерес павильон на Швейцарской выставке в Лозанне (1964 г.). В соответствии с технологическими требованиями павильон получил своеобразную планировку в виде восьми трапециевидных залов, расположенных по радиусу. В центре-зона промышленного производства страны. Осмотр по кругу давал общее знакомство с отраслевыми разделами, осмотр по радиальным направлениям информировал о каждом разделе в отдельности. Во всех вариантах построения движения следует избегать пересечения встречных потоков посетителей.

Для ориентации движения посетителей используются средства визуальной информации, а также «визуальная эстафета» от крупного экспоната к следующему важному экспонату.

17.6. Принципы

организации экспозиции

Выставки отличаются конкретными целями, содержанием и составом экспонатов. Задача архитектора предположить оптимальдае функциональное построение и активно содействовать восприятию посетителями многочисленных и разнообразных экспонатов. Выставочную экспозицию посетитель воспринимает быстрее, нежели музейную, с меньшей затратой времени и усилий.

В выставочных экспозициях применяют динамические средства показа: телеэкраны, полиэкраны, диафильмы с дикторским текстом и звуковым сопровождением и кинофильмы, для де-



монстрации которых на экспозиционной площади выгораживаются импровизированные залы. Применение таких методов способствует более полному раскрытию содержания экспозиции. В зависимости от характера экспонатов различают методы их показа. Объемные экспонаты-натурные, статические или действующие модели для лучщего обозрения размещают на разных уровнях. Плоскостные экспонаты-графика, фото, тексты, полиэкраны-занимают зону активного восприятия -относительно нещирокий экспозиционный пояс.

Для облегчения восприятия экспонатов варьируют приемы их показа по размеру, фактуре, фону, цвету. Вместе с тем важно сохранить в самом главном единство, позволяющее создать у посетителей целостное образное впечатление от экспозиции. Это достигается применением структурных подвесных потолков, изменением тональности освещения. Это же средство-изменение цветности-применяется для разграничения разделов экспозиции.

17.7. Проблема освещения

Освещение выставочных экспозиций зависит от характера экспонатов. При проектировании художественных выставок следует учитывать требования, изложенные в гл. 16. Для универсального выставочного помещения предпочтительны интегральные системы-совмещение естественного и искусственного света. Световая организация интерьера способствует организации и направленности потоков посетителей. Освещение интерьеров, кроме общего освещения системой подвесных светящих потолков и встроенных светильников, включает специальное освещение экспонатов в виде светящихся стендов и направленного искусственного освещения.

Во внещней световой архитектуре павильонов прослеживаются приемы - продолжения дневной композиции или рещения, контрастные дневному. Свет

представляет собой средство рещения композиции и пластики сооружения Дневное освещение затрудняет построение экспозиции, однако обеспечивает пшрокие возможности для вечернего освещения. На ЭКСПО-67 павильон США днем читался сферой-объемом (система Фуллера), вечером выявлялась его внутренняя структура -в виДе площадок на разных высотах.

Световая архитектура павильона СССР заключалась в выявлении конструктивной идеи У-образных опор и высветленной поверхности покрытия. В павильонах с глухими стенами элементы искусственного освещения обычно встраиваются в архитектуру.

В павильонах используются новые светотехнические полупрозрачные пластиковые покрытия (павильон Канады на ЭКСПО-67 в Монреале), свето-рассеивающие материалы (павильон ФРГ), облицовка зеркалом. Павильон Швейцарии на ЭКСПО-70 в вечернее время производил впечатление огромной люстры-«дерева света» (архит. В. Вальтер).

Для усиления эмоционального воз-, действия применяют системы программирования светоцветовой среды.

17.8. Конструкция и материалы

В выставочных зданиях находят яркое выражение направления развития строительной техники. Поступательное двийкение инженерной мысли прослеживается с первой Всемирной выставки 1851 г. Хрустальный дворец, выстроенный в Лондоне из металла и стекла, знаменовал скачок в истории мировой архитектуры. Из сборных стандартных деталей в кратчайпше сроки было создано грандиозное сооружение площадью более 70 тыс. м и длиной более 550 м. В 60-х годах XIX в. в Париже были перекрыты гале-

Гусев Н. и Макаревич В. Световая архитектура, 1973.



реи пролетом 40 м, а в конце века на Выставке машин был выполнен в металле пролет 104 м. В те же годы в России на Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде были сооружены восемь павильонов, соединенных галереями в кольцо диаметром 230 м с внутренним двором. Покрытие павильонов было осушест-влено по системе инж. Шухова натяжными сетками, по которым было уложено листовое железо. Такая конструкция предвосхитила современные Байтовые и мембранные покрытия.

Для современных выставочных павильонов характерно применение наиболее передовых конструктивных приемов и эффективных облегченных строительных материалов. Используются в различных вариантах железобетонные и армоцементные оболочки, складки и своды, перекрестные трубчатые стальные структуры, натяжные тросовые и вантовые системы, дерево-клеевые и надувные конструкции.

Сами павильоны, как правило, являются выставочными экспонатами, демонстрирующими инженерно-технические достижения своего времени. Изобретательно было применено дерево в главных объектах Сельскохозяйственной выставки 1923 г. (архит. И. Жолтовский). С точки зрения развития инженерных конструкций много интересного дала выставка ЭКСПО-58 в Брюсселе: павильон США с использованием конструкции типа велосипедного колеса (архит. Э. Соун); павильон Франции с применением открытых сложно уравновешенных металлических систем (инж. Р. Саржер) и павильон фирмы «Филлипс», в котором продемонстрированы возможности торкрет-бетона (архит. Ле Корбюзье). Грандиозная площадь главного павильона на ЭКСПО-70 в Осаке была перекрыта стальной трубчатой структурой (архит. К. Танге). Пример, когда .ведущая роль в архитектуре принадлежит конструкциям и средствам коммуникаций,-Центр искусства и культуры и.\1. Помпиду на Плато Бабур в Париже (архитекторы Пиано и Роджерс).

Принцип функционально-свободного внутреннего пространства предопределяет конструктивную задачу максимального сокращения числа промежуточных опор в большепролетных зданиях.

На архитектурную выразительность павильонов влияет выбор ограждающих конструкций, материал которых назначается из условий изоляции экспозиционного пространства от влияния внешней среды.

Высота павильонов строго не регламентируется и определяется скорее общим замыслом, нежели габаритами экспонатов. Исключение составляют выставки крупных машин и строительных механизмов. Высота экспозиционных помещений колеблется от 4-5 до 9-12 и более м. Для обслуживающих помещений применим планировочный модуль 6x6м при минимальной высоте 3,3 м.

В типовых проектах павильонов для областных и республиканских городов заложено применение сборных унифицированных конструкций при пролетах 12, 18 и 24 м. Экономическими соображениями обусловлено проектирование типовых выставочных зданий в два этажа.

Особые условия на проектирование конструкций возникают при условии демонтажа павильона после завершения выставки. Такая задача ставилась при проектировании павильонов СССР на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале.

Экономические расчеты показывают, что целесообразно применять конструкции и материалы, рассчитанные на быстрое возведение и короткий период эксплуатации выставки.

Одной из задач инженерного характера является удовлетворение требованиям модулирования внутреннего пространства. Трансформации должны позволить придать пространству наиболее удобные габариты для каждой новой экспозиции. Создание мобильного пространства, способного к трансформациям, осуществляется путем организации перекрытий на разных уров-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 [ 94 ] 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179