Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179


=ii4




if,-


Puc. I3.t4. Театр в Дачисе США. Архит. Ф.Л. Райт. Общий еид. план, разрез

Рис. 13.13. Театр

е Дюссельдорфе. ФРГ 4p\tm

Пфоу. Общий еид. п юиы



емы взаимного расположения зрительных залов в плане сооружения. Наиболее простой-устройство одного зала над другим (большего над меньшим), причем их сцены или эстрады обрагцены в одну сторону. При этом легче всего решается общее обслуживание обеих сцен и заполнение залов зрителями. Зрительные залы могут также размещаться в одном уровне и иметь параллельные оси и общую сценическую часть. Существуют примеры постановки двух залов по одну сторону сценического комплекса (тогда зрительские помещения обоих залов можно объединять) или с противоположных сторон этого комплекса. Выбор, варианта расположения обычно диктуется градостроительными соображениями. Известны также примеры расположения двух и более залов перпендикулярно и под различными углами друг к другу. При этом, однако, возрастают технологические трудности.

13.8. Эвакуация зрителей из помещений

Скогшение большого числа людей в зрелищных сооружениях заставляет строго соблюдать правила противопожарной безопасности. Особенно это относится к театрам, где масса зрителей и работников театра находится в непосредственной близости от легко-юзгораемых декораций. Известны случаи катастрофических пожаров в зрелищных зданиях со многими -человеческими жертвами.

Противопожарные нормы требуют применения в качестве основных противопожарных мер устройства железного огнезапщтного занавеса, изолирующего сцену от зрительного зала, а также дренчерной и спринклерной систем. Каждая сценическая коробка в верхней своей части должна иметь дымовые клапаны.

Соблюдение условий безопасности начинается с планировки мест в зрительном зале. Их расположение в пар-

тере, амфитеатре, на балконах определяется не только условиями хорошей видимости и слышимости сценического действия, но и безопасностью эвакуации. Ширина (пропускная способность) проходов определяется при-нятъши у нас нормами. Последние требуют при аварийных обстоятельствах эвакуации зрительного зала за 1,5 мин, что обеспечивается шириной в 1 пог. м на каждые 100 чел., эвакуи-руюгцихся через данный проход или дверь.

В ближайшей к сцене части зала не следует устраивать проходов, их лучше располагать вдоль боковых стен и в задней зоне,- используя, таким образом, лучшую часть зала для размещения наибольшего количества зрительских мест и удаляя эвакуационные проходы от наиболее вероятного источника пожара-сцены. Наибольщее допустимое удаление места от прохода определяется числом мест, которое должен пройти зритель, эвакуирую-гцийся с данного места. При глубине ряда 90 см (от спинки до спинки кресел с откидными сиденьями) это число равно 10 местам, а при глубине ряда 95 см оно может быть увеличено до 20 мест. Нормами принята минимальная ширина кресла 50 см. Для повышения комфорта и улучшения условий при аварийной эвакуации места лучше всего располагать короткими рядами или с более широкими прохоДами между ними. При этом следует помнить, что любое увеличение расстояния между рядами, размеров кресел или числа проходов влечет за собой увеличение площади зала и тем самым. ухудшает условия для зрителей последних рядов. Оптимальной гшощадью зрительного зала следует считать 0,7 м на 1 место, включая гшощадь всех балконов или ярусов.

При выходе из зала зрители должны эвакуироваться теми же путями, которыми они входили*. Суммарная

* Исключение составляют пути эвакуации зрителей киносеансов, проводимых в концертных залах. г



ширина всех путей эвакуащи из зала- проходов, дверньк проемов-должна быть примерно 1,2 м на 100 чел., а лестничных маршей-около 0,5 м на 100 чел.

Все двери на путях эвакуации должны открьшаться в направлении выхода. Допускается устройство открытых парадных лестниц. Они входят в расчет путей эвакуации с уровня второго этажа. Однако при расположении зрительских мест выше первого этажа должно быть предусмотрено не менее двух лестниц в лестничных клетках с естественным светом и с непосредственными выходами на улицу. Эскалаторы в расчет путей эвакуации не входят.

Расположение лестниц и пути эвакуации в сценической части подчиняются обычным требованиям, предъявляемым к общественным зданиям, кроме того, необходимо четко организовать эвакуацию артистов со сцены, а также предусмотреть специальные служебные лестницы в закрытых лестничных клетках с колосников сценической коробки.

13.9. Архитектурно-художественные задачи

Зрелищные здания, и в особенности театры, имеют сложную функционально-технологическую структуру, которая была в самых общих чертах охарактеризована выше. Расположение и форма всех частей должны быть задуманы как элементы единого композиционного замысла, как составляющие цельной и выразительной художественной формы, при одновременном удовлетворении функциональным требованиям.

Несмотря на значительные ограничения и трудности решения всех функциональных и технологических требований, проектирование зданий, театров и концертных залов предоставляет архитектору большие возможности для творческих поисков. В этом убезвдает даже ограниченное количество приме-

ров, приведенных в книге (рис 13.14-13.17).

Диапазон образов театрального или концертного здания может быть очень широк: от строгого и сдержанного до пышного и живописного.

С давних пор ведутся дебаты вокруг вопроса о том, какова должна быть архитектура зрительного зала. Здесь тоже есть приверженны противо положных позиций. Архитектура зала, говорят одни, должна быть предельно аскетичной для того, чтобы не входить в диссонанс с тем, что зритель видит на сцене; на фоне нейтрального зала любая декорация будет выглядеть ярче. Им возражают другие: посещение театра, говорят они, издавно считается праздником. Люди одеваются в лучшее платье. Нарядный, красивый зрительный зал традиционен, и нужно ли ломать эту хорошую традицию? Поиски соответствующего жанра архитектуры усложняются в зданиях многофункциональных, залов.

В разработке художественного образа театрально-зрелищных зданий помимо задач, общих для всех общественных зданий, обоснованы поиски особых путей, потому что, в отличие от многих общественных зданий, порожденных современностью,-кинотеатров, универмагов, вокзалов, архитектура зданий театров имеет тысячелетние традиции. Переосмыслить эти традиции в соответствии с современными представлениями-одна из заманчивых творческих задач. Возможна и другая: театр может вводить зрителя в мир нереальный, придуманный, иногда и фантастический. Образ самого театра подготавливает зрителя к этому переходу.

Есть и еще одна специфическая профессиональная задача у проекти-ровхцика театра или концертного зала. Его архитектура должна быть соразмерна окружающему пространству и своими членениями вьщеляться из окружающей застройки. Внутри же архитектура, в частности зрительного зала, должна иметь мелкие членения, чтобы ее масштаб не снижал выразительности декорационного оформле-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179