Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

ста должны располагаться в пределах вертикального угла, верхний предел которого обычно нормируется в 30°, но не выше портальной рамы. Построение этого угла ведется на ноги актера, стоящего на красной линии сцены.

За пределами указанных углов, как показывает практика, действие искажается резким ракурсом,и значител1>-ная часть сцены скрыта от глаз зрителей.

Различают два основных типа зрительного зала-ярусный (рис. 13.8) и амфитеатральный (см. рис. 13.7 и 13.10). Наибольшее приближение зрителей к сцене дает многоярусный зал. Однако при чрезмерном количестве ярусов (4-5), доведенных к тому же по боковым стенам до портальной стены, большая часть мест находится за пределами приемлемых условий видимости. Лучших условий видимости удается добиться в залах с двумя-тремя ярусами, расположенными только у задней стороны зрительного зала. Основным недостатком многоярусного зала остается сложность вертикальных коммуникаций для зрителей и необходимое для этого увеличение площадей и объемов здания. При амфитеатраль-ном зале все зрители размещаются на одной поверхности партера и амфитеатра, т.е. сравнительно невысоко от планшета сцены. Загрузка залй и эвакуация зрителей при этом значительно упрощаются. Ряд постановщиков (особенно драматических спектаклей) считают одним из достоинств амфитеат-рального зала также то, что такое расположение зрителей усиливает их контакт с актером. Однако задние места, расположенные в едином партере-амфитеатре в зале вместимостью более 600 мест, оказываются слишком удаленными от сцены, и действие в глубине сцены становится плохо видимым и слышимым.

Из сказанного можно сделать вывод, что для театров малой вместимости (до 600 мест) более желателен зал в виде амфитеатра, а для театров бол1щюй вместимости-балконного

или ярусного типа, что, о;щако, нельзя считать правилом. Решение следует принимать в каждом случае в зависимости от авторского замысла.

Театраланые залы строятся с искусственным освещением и вентиляцией. Кроме того, зал должен быть оборудован специально регулируемым освещением сцены со стороны зрительного зала- софитами, а также боковым светом из щелей в стене или осветительных лож. Наилучшей позицией источников такого света признается такая, при которой лучи света падают на сцену под углом около 60° к горизонту.

Залы оборудуются и специальными помещениями или ложами для управления и наблюдения за спектаклем: светопроекционной, теле-, радио-, иногда киноаппаратами и пр. Располагаются они обычно на задней стене над зрительскими местами. Эвакуация их персонала и связь со сценой предусматриваются по особым изолированным лестницам через чердак или через подвал. В некоторых случаях допускается устраивать выходы непосредственно в фойе.

Площадь зрительских мест зала (не считая просцениума и оркестровой ямы), т.е. площадь, занимаемая креслами и проходами, ориентировочно можно принимать от 0,7 до 0,8 м на одного зрителя. Площадь ярусов и балконов подсчитывается отдельно по той же норме.

13.3.2. Другие виды сцены и зрительного зала

Наиболее близкими к портальной сцене по своему устройству являются трехпортальная и панорамная сцены - редко испол1>зуемые виды сцен со значительно расширенным портальным отверстием. Постановочный эффект на таких сценах в сравнении с обычной портальной можно уподобить широкоформатному экрану по сравнению с обычным. Устройство же сцены здесь принципиально сходно с обычной портальной.



При панорамной, как и при трех-портальной сцене надо стремиться к достижению видимости со всех мест зала боковых участков сцены, хотя бы на глубину 2-3 м. Ширина зрительного зала при этом может быть увеличена, пределом же расширения надо считать нросматриваемость с боковых мест протиюположных стен глубинной сцены: маскировать их кулисами становится трудно.

Известны попытки режиссеров и театральных архитекторов создавать кольцевую сцену, охватывающую зрителей со всех сторон, что нужно рассматривать как стремление расширить до предела обозреваемую сферу. На разных участках кольца сцены подготовлено оформление разных мизансцен, кольцевая сцена вращается вокруг круглого в плане диска зрител1>ских .мест, ит последний вращается внутри неподвижной сцены. Колащевая сцена позволяет быстро менять обстановку действия вплоть до непрерываемого движения ее на глазах зрителей. Кроме того, зритель оказывается как бы охваченным действием, происходящим вокруг него, что увеличивает эффект присутствия. Однако такой планировочный прием таит в себе немало трудностей, особенно при вращающихся местах зрителей. Трудности эти касаются в основном попадания зрителя на свое место и его эвакуации, а также транспорта декораций в требуемую точку кольца сцены. В зрителаный зал с колащевой сценой можно войти только через люки снизу, где должны находиться фойе и вестибюл1>. Проход в него осуществляется под сценой. Наличие под ней трюма еще сильнее усложняет пути движения зрителей. При вращающемся же амфитеатре зрительских мест планировочное решение усложняется необходимостью создать свободную эвакуацию зрителей из зала через кольцевую платформу-дебаркадер, или «берег». Очевидно монтаж картин предстоящего спектакля должен готовиться до его начала или в антрактах, когда нужные участки кольцевой вращающейся сцены сопрягаются

с местом подачи дежурных декораций и бутафории. При неподвижной кольцевой сцене зарядка картин может происходить с верхней и с нижней кольцевых сцен даже во время действия. Отсутствие разработанных приемов решений всех этих задач препятствует внедрению кольцевой сцены на практике. Летние же театры под открытым небом с вращающимися амфитеатрами зрителаских мест существуют и функционируют.

В современной практике театрального строителаства получает распространение и другой путь преодоления известной отчужденности зрителя от действия, протекающего за портальной рамой. Таким путем режиссеры считают открытую, или трехстороннюю, или просцениумную сцену, ведущую свою родословную от античного, главным образом греческого театра. Театральное действие при этом при-бдажено к зрителям, и они могут воспринимать его как объемное, происходящее среди них и вовлекающее их в активный контакт, с актером. Просце-ниумные сцены с частичным охватом места действия зрителями позволяют играть актерам на фоне декорации и производить смену декораций с помощью вращающегося круга или накатных фурок на задних планах сцег1и-ческой площадки. Встречается много видов таких сцен, начиная от сцены с небол1>шим просцениумом, который периодически создается внутри зрительного зала театра с глубинной сценой, и кончая обширным просцениумом на весь размер игровой площадки, когда от глубинной части сцены остается только фоновая стена, откуда выходят актеры и начинает развиваться действие. На таких сценах можно исполазовать декорации, поэтому портальное отверстие, несмотря на его большой размер и криволинейную форму, должно быть, как в обычной глубинной сцене, защищено огнеза-гцитным занавесом подъемно-опускного или иного типа.

Пределом развития идеи включения театрального действия непосредствен-



НО в среду зрителей нужно считать сцену-арену, подобную цирковой арене. Радикальному изменению подвергается при этом построение и оборудова-ние сценического пространства: исчезают боковые и задняя стены, а иногда и верхняя и нижняя стены. При сцене-арене практически остается только игровая площадка. Размер сцены для этих спектаклей совпадает с размером игровой площадки и ее диаметр равен 7 м, а при квадратной площадке сторона равна 6-7 м. На такой сцене актер попадает на сценическую площадку через специальный проход, или снизу, из трюма или просто из публики, а немногие элементы реквизита и бутафории поступают либо снизу же, либо сверху, что, конечно, силано ограничивает постановочные возможности. Зато, по мнению приверженцев сцены этого вида, эффект присутствия зрителя и его как бы участие в действии при таком рещении-наиболыпие. Открытая сцена, получивщая распространение главным образом в американских университетских театрах, подходит больще всего для драматического действия. Особо важное значение здесь приобретает освещение сцены, так как свет становится основным элементом оформления спектакля. Источники света устанавливаются над всей сценой и вокруг зрительного зала (рис. 13.9).

При сцене-арене актер с некоторых мест зала воспринимается и на фоне зрителей. Зрители за спиной актера требуют специальной организации сценического пространства и специфических приемов игры актеров, а размещение декораций (бутафории) внутри зрительного зала повыщает требования к пожарной безопасности.

При сцене с развитым просцениумом условия обозрения меняются, что влечет за собой изменение формы зрительного зала. Возрастает свободный периметр просцениума. Вдоль него в непосредственной близости от актеров можно разместить (с трех сторон) бол1>щее число зрителей, что позволяет при той же вместимости зала прибли-



Рыс. 13.9. Камерные театры. Италия. П.-ганы этажей




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179