Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

12.3. Основные типы зданий кинотеатров и приемы их композиции 211


Рис. 12.10. Кинотеатр (Россия» е Ереване. Генплан, план, разрез


Рис. 12.11. Кинотеатр *Россия» в Ереване. Интерьер

вдоль длинной стороны зрительного зала позволяет наиболее четко сгруппировать подсобные помещения вместе с киноаппаратным комплексом, расположив их на боковом фасаде. На главный фасад в этом случае обращены парадные пространства вестибю-

ля и фойе. Особенно крупно и цельно формируется композиция зданий при расположении фойе в двух уровнях со входами с нижней и верхней отметок амфитеатра. В этом случае удается обеспечить приемлемую систему заполнения и эвакуации зала вместимостью до 1000 мест.

Схема, ирименяемая для небольших кинотеатров, представляет собой как бы разновидность торцового приема, но с главным входом с продольной стороны здания. Фойе раскрывается напросвет, а движение зрителей строится по кругу-выходы и входы располагаются на главном фасаде.

Описанные схемы наиболее характерны для нашей практики, на них основаны многие разновидности композиции однозальных кинотеатров.

Многозальные кинотеатры представляют собой более сложную систему как в композиционном построении, так и в смысле организации потоков зрителей и взаимосвязи помещений. В двухзальных кинотеатрах площадь фойе рассчитывается на вместимость большего зала, а в многозальных-на 0,6 суммарной вместимости залов.



В таких KHHOTeaipax желательно размещение киноаппаратных в едином блоке-это позволяет уменьшить численность персонала, более экономно спроектировать объединенные помещения перемоточных, киномехаников и др. (см. рис. 12.2). Эти функциональные требования вызывают дополнительные ограничения в проектировании. В то же время наличие разных залов позволяет создать живописную асимметричную композицию.

Типичные схемы композиции мно-хозальных KHHOTeaipoB приведены на рис. 12.2, 12.3 и 12.9. Те же композиционные приемы, что и в однозальных. кинотеатрах, здесь усложнились, приобрели новое качество. Иные композиционные возможности появились при использовании для фойе и кулуаров пространств между двумя залами. Особенно эффективно использовано оно в крупном двухзальном кинотеатре в Ереване, где оба зала расположены над фойе и другими зрительскими помещениями (см. рис. 12.9-12.11).

Отдельную группу составляют кинотеатры с залом универсального использования, или киноконцертные залы, оформившиеся в самостоятельный тип здания лишь в 60-х годах. Кинотеатры этого типа строятся как крупнейшие общегородские залы и как залы районного значения.

В первом случае вместимость залов достигает 2500-4000 мест, состав и площади зрительских помещений приближаются к театру: развитый вестибюль (0,35 м на одного зрителя), фойе с буфетом, буфет (0,6-0,8 м на одного зрителя). Зал оборудуется концертной эстрадой (не менее 15 х 18 м) и комплексом помещений для ее обслуживания (свето- и звукоаппа-ратные, склады-карманы, артистические площадью не менее 120 м).

При таком развитом составе поме-, щений чаще всего применяется торцовый прием композиции. Первый этаж трактуется как вестибюль театрального здания, из которого обычно нельзя попасть прямо в зрительный зал. Основное парадное фойе распола-

гае1х;я в уровне второго этажа (верх амфитеатра) и либо представляет собой единое пространство, либо расчленено на несколько кулуаров. Кассовый вестибюль изолирован и иногда даже выносится в отдельный блок, связанный с основным зданием навесом или переходом.

Градостроительная значимость таких зданий и развитый состав помещений обусловливают применение в ряде случаев вертикальной композиции. В этом случае четко выявляется глухой объем зала. Обслуживающие и зрительские помещения могут находиться с залом в одном объеме либо располагаться в этаже-платформе, над которой возвышается зрительный зал.

12.4. Объемно-планировочное решение основных помещений кинотеатров

В композиции кинотеатра важнейшая роль принадлежит зрительному залу-функциональному и композиционному ядру здания. Построение зала в значительной степени определяет объемно-планировочное решение в целом.

Продуманное и правильное устройство зрительного зала дает комфортабельное размещение зрителей, хорошую акустику и полную видимостъ экрана без ощутимых искажений, а также обеспечивает удобный вход, распределение по местам и безопасную эвакуацию зрителей.

В основе формообразования зала лежат условия кинопроекции и восприятия изображения зрителями, определяющие построение его разреза и плана. Беспрепятственная видимостъ экрана обеспечивается превышением луча зрения каждого ряда зрителей над лучом зрения впереди сидящих зрителей в 12 см. Построение рядов отвечающее этому условию, определяется графически или аналитически (см. гл. 19).

Деление зрительских мест по качеству реально существующее в ви-



де цен на билеты, служит основой представления об оптимальных формах зала и дает возможность оценивать разные варианты продольного разреза. Различные но качеству зоны зрительских мест представляют собой вписанные друг в друга сферические поверхности овальной формы, расширяющейся от экрана. Чем больше мест в зрительном зале попадает в зоны лучшего качества, тем он комфортабельнее и рентабельнее (средняя цена билета выше).

Оценивая кинотеатры по продольному профилю, следует отметить, что наилучшие показатели имеют амфи-театральные залы и залы с балконами, на консоли которых дублируются места в средней части зала (так называемый «балкон на помещениях»). Наиболее целесообразные формы залов в плане те, очертания которых следуют за очертаниями зон зрительских мест. К ним относятся овальные, шестигранные и друше аналогичные формы. Удовлетворительные показатели зрительного восприятия, а также простота конструкций нешироких прямоугольных залов способствуют их частому использованию в массовом строительстве.

Возможности различного построения зала в разрезе определяются нормативными ограничениями по условиям видимости. Действующие нормы дают значительную свободу в этом отношении. Положение первого ряда ограничивается вертикальным углом зрения в 22° к нормали в центре экрана. Это определяет сравнительно невысокое положение нижнего края экрана (1,5-2 м над уровнем пола зала). Чтобы увеличить этот размер и получить незначительный уклон мест в партере (или даже обратный уклон) для размещения нескольких ярусов мест на балконах, необходимо снять один-два передних ряда. Если отодвинуть в пределах того же угла начало кривой, резко изменится форма всего зала. Таких примеров немало в зарубежной практике.

Этот способ может быть успешно

применен в специализированных кинотеатрах.

Вместе с тем именно большие залы позволяют использовать их универсально, что требует значительного подъема пола для создания хороших условий видимости эстрады. Но и в этих случаях увеличение расстояния от фокусной точки до первого ряда мест значительно уменьшает уклон пола.

При построении амфитеатра существует несколько вариантов. Если уклон пола заведомо обеспечивает превышение луча зрения больше нормативного, он может быть выполнен по одной прямой. Когда под частью амфитеатра располаг-аются помещения, первые две трети ря,цов выполняются с минимальным уклоном, а последняя треть-с максимальным. Между этими уровнями устраивают и разрыв, позволяющий сделать более парадный вход в зал. Приподнятая часть амфитеатра в этом случае связывается с нижним уровнем открытыми лестничными маршами в пределах зала.

Зрительные залы с балконами иногда для большего композиционного единства проектируют так, что боковые крылья балкона опускаются до уровня партера.

Большое значение для комфортабельности кинотеатров имеет удобство заполнения и эвакуации залов. Требования безопасности обусловливают время эвакуации залов до 2 мин. Для ориентировочных расчетов это время обеспечивается при ширине проходов и дверей 60 см на каждые 100 зрителей, эвакуирующихся через данный проход или дверь. При этом не учитываются входаые двери, так как эвакуация через фойе или кулуары, где находятся зрители, ожидающие следующего сеанса, не разрешается.

При расположении всех мест в партере входы в зрительный зал чаще всего устраиваются в задней стене, а выходы-в боковых стенах вблизи экрана. В небольших залах вместимостью до 400 мест возможно устройство прохода вдоль одной из стен с тупиковым




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179