Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

в) количество светильников

где Sn~ площадь пола помещения, м; е„ и Ей-соответственно нормируемые к. е. о. и освещенность; К3-коэффициент запаса; т] и Пф-соответственно световые характеристики окон и фонарей; Кд-коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящими зданиями; Тд-общий коэффициент светопропускания светопроемов; г у и Гг -соответственно коэффициенты, учитывающие отраженный свет; Кф~коэффициент, учитывающий тип фонаря; «-количество ламп в светильнике; Фл-световой поток лампы, лм; И-коэффициент использования светового потока. Конкретные значения этих величин приводятся в соответствующих таблицах СНиП П-4-79 и Пособия, по проектированию искусственного освещения. МАрхИ, 1984.

Пользование нормами не предопределяет художественный образ объекта, задуманного при проектировании, поэтому в процессе работы над проектом автор должен предвидеть взаимодействие намеченных средств освещения с пространством, формой, пластикой и цветом. Трудности проектирования архитектурного светового образа здания заю1ючаются не в определении освещенности или числа светильников, а в проектировании и реализации в натуре задуманных светлотных соотношений между поверхностями, ограничивающими пространство, а также между деталями и фоном, на котором они воспринимаются.

Эстетизация освещения объекта сводится к решению следующих задач:

выбору и распределению яркостей элементов фасада и потолка, стен, гю-ла и оборудования в интерьере (соответственно задуманному образу) и созданию в нем ощущения насыщенности светом;

устранению дискомфортной блеско-сти, нарушающей нормальные условия зрительной работы и восприятия пространства и формы



Рис. 5.4. Схемы архитектур{юго светового образа интерьеров с естественным и театрализованным освещением (рис. архит. В. Макаревичй) а-интерьеры, создающие впечатление естественной среды: 1 распределение яркостей; соответствующее природному; 2-равномерная яркость плоскостей;

3 неравномерная яркость криволинейных плоскостей;

4 - соответствие светового и архитектурного ритмов; 5-осветценне сверху


и соответствие контрастов

природным; 6 и1гтерьерьц

создающие впечатление

театрального эффекта:

J-распределение яркостей; не

соотъетствуюшее

природному;

2 1еравномерное

распределение яркостей на

плоскости; 3-равномерное

распределение яркостей на

криволинейной поверхности;

4-«разрушение» светом

архитектурного ритма;

5 освещение снизу,

несоответствие природным

нягграсгам


* Вопросы видимости и восприятия изложены в п. 19.3 гл. 19 и учебнике «Строительная физика».

Рис. 5.5. Станция метро «Маяковская». Архит. А. Душкин



1.рытые рынки



Выставочные залы



Картинные галереи



Рис 5j6. Приемы естественного освещения зданий

выбору спектрального состава света, не искажающего цветового решения объекта.

Существует два принципиально различных решения световой архитектуры. Для первого характерно вьхраже-ние тектоники, свойственное дневным (природным) условиям освещения (на фасадах-темные светопроемы, светлые стены, тени от карнизов и деталей, направленные вниз, и т.п.; в интерьерах-связь с природной световой средой, рис. 5.4, а). Второй основан на театральном эффекте освещения, при котором живописные и скульптурные свойства света используются для создания светоцветовых композиций

и акцентов вне связи с природной световой средой (рис. 5.4,6).

Для каждого из этих приемов существует своя область рационального применения: первый-в рабочих помещениях, спортивных залах, картинных галереях и т.п.; второй-в театральных и концертных залах, в музеях и ресторанах.

Образ многих интерьеров общественных зданий рождается из стремления архитектора создать впечатление большого, насыщенного светом пространства, устранить ощущение монотонности, а также тяжести конструкций.

Эта задача приобретает особое значение в подземных сооружениях (станции метрополитена, подземные переходы, улицы и площади и т.д.).



Психологический эффект устранения ощущения тяжести и большой напряженности конструкций достигнут правильным распределением светопотоков на некоторых станциях Московского и" Ленинградского метрополитена («Маяковская», «Электрозаводская», «Площадь Мужества», рис. 5.5).

На рис. 5.6 приводятся приемы естественного освещения, рекомендуемые при проектировании крытых рынков, картинных галерей, выставочных залов.

При проектировании освещения в демонстрационных залах и картинных галереях, а также операторских особое значение приобретают всякого рода блики, отблески, зеркальные отражения, которые создают зрительный дискомфорт, мешающий нормальному видению рассматриваемых предметов. В этих случаях следует пользоваться графическим методом определения зоны зрительного дискомфорта для устранения различных помех из поля зрения (см. рис. 5.6).

Для ограничения слепящего действия окон и светильников общего освещения необходимо соблюдать регламентированные нормами показатели дискомфорта в зависимости от характера зрительной работы.

Хорошим примером световой архитектуры интерьеров, в которых отчетливо выражены современные тенденции взаимодействия архитектуры и искусственного освещения, служит Кремлевский Дворец съездов, в котором успешно решена проблема светового ансамбля как синтеза световой архитектуры отдельных интерьеров. Роль света., как своеобразного гида в этом ансамбле определяется тем, что последовательность ощущений, сопутствующих зрительному процессу, развертывается во времени, а впечатление нарастает при движении посетителя от гардероба до зрительного зала, отличающегося праздничностью и насы-щенностьк светом.

Проведенными НИИСФ исследованиями было установлено, что наибольшее значение в восприятии станций

метрополитена имеет не уровень освещенности, а соотношение яркостей поверхностей потолка, стен и пола. Результаты фотометрических- и субъективных исследований позволяют утверждать, что устранение ощущения подземности и высокая степень насыщенности светом достигнуты в тех перронных залах, где эти соотношения приближаются к соотношению яркости зенитной части неба (потолок), неба у горизонта (стены) и земли (пол). Их оптимум находится в пределах от 5:2:1 до 10:3:1. Пластическая выразительность интерьера контролировалась соотношением освещенности, создаваемой рассеянным и направленным световыми потоками. Результаты исследований (объективных фотометрических и субъективных статистических) показали, что пластика стен и потолка хорошо воспринимается при соотношении рассеянного и направленного световых потоков, равном 0,4 и менее.

В современных зданиях и сооружениях широко применяется встроенное освещение в виде светящих потолков, карнизов, ниш, панелей, которые включаются в архитектуру интерьера.

За последние годы широкое распространение в интерьерах общественных зданий получили светящие потолки и панели. Архитектурно-конструктивные системы светящих потолков и панелей обычно представляют собой подвесные конструкции, а пространство над ними используется для.монтажа ламп.

Архитектурное и светотехническое качества потолка зависят от степени равномерности распределения яркости светящей поверхности и контрастов между светящими элементами потолка и переплетами, на которые опирается стекло. Практика показывает, что при применении светорассеивающего стекла равномерная яркость светящего потолка обеспечивается при отношении максимальной яркости к минимальной: 1,4-на светящей поверхности больших размеров и 1,1-на небольших участках. Это достигается при соблюдении следующего соотношения




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179