Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

луживающие учреждения. Таков комплекс на проспекте Калинина в Москве или общественно-торговые центры в городах Зеленограде, Тольятти и др. (см. рис. 1.2).

Приемы композиции общественных центров чрезвычайно разнообразны: замкнутые и раскрытые площади; сложные системы взаимосвязанных открытых пространств, перетекающих друг в друга; улицы и даже целые планировочные узлы, связанные такими природными факторами, как река, озеро или зеленый массив (рис. 1.4).

Общественные здания могут целиком формировать площадь, располагаясь по ее периметру. Такова площадь В. И. Ленина в Ереване с полукружиями правительственных и общественных зданий; Дворцовая площадь в Ленинграде, образованная Зимним Дворцом, зданием Главного штаба и Экзерциргаузом, с Александровской колонной, поставленной на пересечении ее главных осей; такова площадь св. Марка в Венеции, сформированная зданиями старых и новых прокураций, собором св. Марка и отдельно стоящей Кампанилой фиксирующей зрительную границу между площадью св. Марка и Пьяцеттой.

История градостроительства знает много примеров размещения общественных зданий на площадях. Так, поставлен в Ленинграде бывший Александрийский театр (ныне театр драмы им. А. С. Пушкина) на площади, которую образуют Публичная Библиотека им. Салтыкова-Щедрина, сад и павильоны Аничкова дворца, жилой дом и корпуса бывш. Удельного Департамента (ныне здания хореографического училища). Аналогичным образом размещаются : в Ленин фаде - Исаакиев-ский собор, в Париже-Пантеон, Гранд Опера, и Дворец инвалидов; средневековые ратуши в Таллине, Львове, Лейпциге и во многих других городах.

Формируя главные площади крупных городов, общественные здания часто размещаются по оси симметрии этих площадей, например Дома Советов в г. Калинине, Воронеже

и Пензе или асимметрично как в Ташкенте, Йошкар-Оле, Туле.

Современная практика проектирования и строительства городов дает новые примеры композиционного решения общественных зданий и комплексов: центр новой столицы Бразилии г. Бразилиа и центр новой столицы штата Пенджаб г. Чандигарх. В первом случае это цепь парадных площадей, гигантской лестницей спускающихся к водохранилищу по оси симметрии города с запада на восток. Наиболее парадные общественные здания города очень лаконичной и ясно читаемой формы с ярко выраженной осью симметрии связаны в единый ансамбль сложной системой пара-лельных и перпендикулярных осей, подчиненных главной оси всего ансамбля. Во втором- это яркий пример композиции, в которой единое пространство обтекает свободно поставленные здания. Постановка общественных зданий, из которых состоит правительственный центр-Капитолий, подчинена двум перпендикулярным осям: главной, направленной из города на Гималайские горы, подчеркнутой протяженностью поставленного параллельно ей корпуса министерств (секретариата), и перпендикулярной ей пешеходной эспланаде, замкнутой с одной стороны дворцом Ассамблеи, а с противоположной - дворцом Правосудия.

Общественные . здания служат ориентирами для перспектив улиц и проспектов. Блестящим примером таких зданий является Адмиралтейство в Ленинграде, башня которого, увенчанная золотым шпилем, служит ориентиром для трех магистралей: Невского проспекта, улицы Дзержинского и проспекта Майорова, создающих планировочный трезубец, положенный в основу планировочной структуры большого района. Роль крупного ориентира играет Триумфальная арка на площади Шарля де Голля в Париже, венчающая эспланаду Елисейских полей, поставленная в том месте, где эта магистраль достигает .своих высших отметок. Здания СЭВ и Гидро-






ННЫ1




Рис. 1.4. Приемы постановки общественных зданий

а-симметричная постановка общественных зданий по оси площади. Площадь Свердлова в Москве: /-Большой театр; б-застройка площади общественными знаниями по периметру. Дворцовая

площадь в Ленинграде: /-здание главного штаба; 2-Экзерциргауз; 5Зимний дворец; е-общественные здания посреди нлощади. Площадь В. И. Ленина в Алма-Ате; г-свободная ностановка общественного здания, подчиненная главной

композиционной оси, Бразилиа. Площадь трех властей: / -палата депутатов; 2 -секретариат; 3-дворец Правосудия; 4-дворец правительства; д - свободная ностановка о6щественнь(х зданий, построенная на двух взаимно перпсиднкуляриььх

композиционных осях. Чандигарх, Капитолий: /-секретариат; 2-ассамблея; 5- музей наук; 4-верховный суд; е-асимметричная, сложно уравновешенная комтюзиция существенных зданий в Ташкеиге

Проекта в Москве замыкают перспективы соответственно Кутузовского проспекта и Ленинградского шоссе, фиксируя в одном случае поворот Ку-тузоиского проспекта и развилку Ле-

нинградского и Волоколамского шоссе в другом.

Будучи поставленными в рядовой застройке общественные здания, как правило, заглублены по отношению




alHLJLJ


к ней и образуют парадные курдонеры, создавая разнообразие и композиционные акцепты улицы. Этот прием хо-роию прослеживается на примере Невского проспекта в Ленинграде, где театр драмы имени А. С. Пушкина, Гостиный двор и Казанский собор имеют перед собой открытые благоустроенные участки Невского проспекта, иногда называемые «карманными площадьми», которые будучи поставленными с южной стороны проспекта «впускают» солнце, внося оживление в его теневую сторону (рис 1.5). Такой же прием виден в постановке здания музея Революции на ул. Горького в Москве.

Огромную силу художественного воздействия обретают улицы, застроенные по обеим сторонам одинаковыми общественными зданиями, создающими своеобразные пропилеи, как, например, ул. зодчего Росси в Ленинграде.

Общественные здания формируют наиболее значительные и красивые участки городской застройки. Университетская набережная р. Невы сплошь застроена общественными зданиями, поставленными с небольшими разрывами. Здания парламента в Лондоне и национального собрания в Будапеште пострсжны на набережных Темзы и Дуная. Упомянутые примеры подтверждают, что эмоционально-художественное воздействие архитектуры неразрывно связано с природными условиями и архитектурной средой.

Общественные здания основные сооружения, определяющие силуэт го-

рце. /.5. Плал Невского проспекта

J -Казанский собор; 2 - Гостиный лвор; J-Театр лрамы имени Л. С Пушкина; 4 - Русский музей

рода. Для многих из них характерна многоэтажность. Административные здания, здания управленческих учреждений, научно-исследовательские и проектные институты, гос1иницы находят свеж наиболее рациональнсж и экономичное решение в высотных объемах с приоритетом вертикальных коммуникаций. Размещение таких зданий в центре города позволяет одновременно с их целесообразным объемно-пространственным решением использовать их высотность для создания выразительного силуэта. В ряде случаев высотность административных и управленческих зданий подчеркивает социальную значимость размещенных в них учреждений, и это должно найти отражение в их архитекзуре. В прошлом силуэт города определяли в основном культовые здания: столп Ивана Великого в Москве, шпиль Петропавловского собора и купол Исаакиев-ского собора в Ленинграде, храм св. Софии в Константинополе, островерхие венчания готических соборов средневековых городов. Сегодня силуэт города определяется силуэтом его гражданских зданий: это телевизионная башня и высотные дома в Москве, Эйфелева башня и небоскребы площади Дефанс в Париже, цент£ международной торговли в Нью-Йорке, высотные здания оффисов в центре Монреаля и многие другие. Будучи пункта-




0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179