Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

5.1. Общие положения. Место предмета в творческом методе архитектора

Упомянутые в гл. 1 некоторые общие сведения об эстетической роли света и цвета в архитектурной композиции подчеркивают значение этих факторов в профессиональной подготовке и творческой деятельности архитектора. Однако видимый свет лигнь часть того комплекса формо- и про-странствообразующих факторов, который входит в творческий метод современного архитектора. Этот комплекс представляет одну из важнейших отраслей архитектурной науки, изучающей взаимосвязи физических параметров, определяющих качество архитектуры: комфортность зданий, их выразительность и экономическую эффективность проектных регнений. Эта отрасль раскрывает природу и закономерности восприятия и оценки человеком окружающей его светоцветовой, тепловой и акустической феды (природной и урбанизированной) и составляет в целом «Архитектурную климатологию».

Крупнейшие мастера архитектуры (Витрувий, * Альберти, Корбюзье, Жолтовский, Буров, Аалто) придавали этой науке большое значение в формировании таких категорий, как композиция, стиль, образ, пластика и т. п. Следовательно, «Архитектурная климатология» имеет непосредственные и взаимообусловленные связи с архитектурным проектированием и теорией и критикой архитектуры, формирует творческий метод архитектора и предостерегает его от грубых ошибок

Многие последователи Вифувия называли его основоположником архитектурной кли--матологии.

В эстетическом, функциональном и тех-, нико-экономическом отношении.

Такие компоненты естественной и искусственной феды, как солнечная радиация, цвет, воздух (его температура, влажность, скорость и направление движения), осадки и звук нередко играют решающую роль в формировании архитектурно-композиционных или конструктивных решений. Наиболее рациональные решения достигаются при комплекшом учете физических параметров среды (светотехнических, теплотехнических и акустических) в самом начале архитектурного проектирования.

В современную эпоху массового индустриального строительства и всемерной экономии невосполняемых энергетических ресурсов архитектура теснейшим образом связана с природно-климатической подосновой и социальными условиями жизни людей. Композиционные приемы и плотность застройки, ориентация, зданий по сторонам горизонта, размеры и заполнение све-топроемов, пластика фасадов, а также теплоинерционность и звукоизоляция ограждений -факторы, от которых в значительной степени зависят комфортность и выразительность зданий, потеря ими тепла и холода и стоимость их энергетической эксплуатации. Такая постановка главной задачи архитектурной практики и науки отвечает регнениям XXVI съезда КПСС. Это, по существу, ошовная народнохозяйственная и социально-философская проблема, сформулированная самой жизнью для современной и будущей архитектуры. Регнение этой проблемы возможно только путем диалектического синтеза искусства, техники и науки, которые извечно были взаимосвязанными и взаимообогащающимися категориями архитектуры.

На VIII Международном конгрессе

5 Глава. Архитектурно-климатические основы проектирования общественных зданий и сооружений



5.2. Природно-климатическая подоснова архитектуры

по строительству в 1980 г., I. Международном симпозиуме по строительной климатологии в 1982 г. и II Пленуме правления СА СССР в 1981 г. подчеркивалась важность развития этой области архитектурной науки и ее роли в профессиональной подготовке архитекторов.

В обращении ЦК КПСС и СМ СССР к V съезду архитекторов СССР было прямо сказано, что советские архитекторы «...призваны избегать невыразительности застройки, лучше учитывать природно-климатические особенности различных районов».

5.2. Природно-климатическая подоснова архитектуры

Многие категории архитектуры, такие, как объемно-пространственная композиция, планировочное регпение, образ, масштаб и т.п. вплоть до национальных признаков, во многом предопределяются конкретными климатическими условиями и прежде всего спецификой светового климата места строительства.

Световой климат-совокупность природных характеристик освещения и УФ-облучения (количество, спектр и контрастность освещения, яркость ясного и облачного неба, продолжительность солнечного сияния, количество и спектр ультрафиолетовой радиации), которые определяют нормативные значения коэффициента естественного освещения, инсоляции и солнцезащиты, а следовательно,- плотность застройки и ее планировочное решение, размеры и пропорции светопроемов, пластику и масштабность фасадов (рис. 5.1).

Наибольшее влияние на проектиро-ваше зданий и их «энергоемкость» оказывает солнечная радиация в оптическом спектре лучистой энергии-ультрафиолетовая, видимая (видимый свет) и тепловая. Как правило, световому климату того или иного региона соответствует характер природного окружения (ландшафт и вид подсти-

лающей поверхности земли, растительность), в которое архитектор «вписывает» проектируемые объекты.

Тепловой климат - совокупность природных характеристик радиационного, температурно-влажностного и аэ-рационного состояния окружающей феды (тепловая солнечная радиация, температура, влажность, скорость и направление движения воздуха), которые определяют нормативные значения и исходные данные о расчетных теплотехнических и аэрационных параметрах и их сочетаниях, а следовательно,-комфортность микроклимата в по-меп1ениях и городских пространствах, тепло- и хладопотери в зданиях, выбор ограждающих конструкций и материалов.

Акустический клшиат- совокупность некоторых природно-климатических и акустических характеристик окружающей среды (направление ветров, вид подстилаюпщх поверхностей и уровень транспортных и производственных 1пумов), которые определяют различный подход к градостроительному и объемному проектированию с учетом защиты от шума и, следовательно, значительно влияют на планировочные и конструктивные регпения застройки.

Данные об источниках шума, его распространении по территории города, продолжительности залегания шежного покрова и другие характеристики подготавливаются в виде «шумовых карт» микрорайонов при сборе исходных данных для проектирования.

Общая методика пользования климатическими характеристиками при архитектурном проектировании приводится в СНиП и учебнике «Строительная физика».

Таким образом, для современного творческого метода архитектора характерен комплекшый подход к его содержанию и последовательности. При этом архитектурно-климатологические и физико-гигиенические факторы занимают одно из ведущих мест, так как на протяжении всего процесса проектирования этими вопросами за-



r.uibu 3. А1ШШ1екшурш)-1;Аимат(>.югическые осншы проектировшшн общеапвспных здшшы

нимается только архитектор-автор, по-скольк) в проектных организациях соответствующих отделов и специалистов не существует.

Уже на первоначальной стадии ~ при формировании архитектурной идеи (тема, исходные данные, наброски образа и композиционного замысла и т.п.) чрезвычайно важно правильно оценить природно-климатическую подоснову места строительства и физико-гигиенические требования для будущего объекта, так как это в значительной степени поможет архитектору избежать грубых ошибок в эстетическом, функциональном и экономическом отношении.

На втором этапе (ситуационный и генеральный план, планировочное решение, фасады, разрезы, макеты) необходимо профессионально и обязательно комплексно проанализировать соответствие архитектурной идеи выявленным фебованиям (естественное освещение, видимость, инсоляция, солнцезашита, теплопотери, аэрация, защита от шума). На этой стадии наиболее целесообразны архитектурное макетирование и физическое моделирование генерального плана и архитектурных объемов.

На последней стадии (конструкции ограждений и светопроемов, выбор материалов, светоцветовое и акусгаческое решение интерьеров) архитектор проверяет принятые решения известными ему аналитическими и графическими методами, чтобы составить обоснованную пояснитеданую записку к проекту и быть уверенным в том, что будущее сооружение будет соответствовать реальным условиям его восприятия в натуре и в нем будут обеспечены комфортные условия светового, теплового и акустического микроклимата.

5.3. Светоцветовая среда

Светоцветовая среда формируется лучистой энергией естественных и искусственных источников излучения в пределах его оптического спектра

и предопределяет видимость, восприятие и комфортность архитектурных форм и пространств. В табл. 5.1 значком X указана особо важная значимость учета УФ-излучения, видимого света и ИК-излучения при проектировании общественных зданий и сооружений в зависимости от их назначения. Светоцветовая феда создается естественным, искусственным и совмещенным освещением, инсоляцией и солнцезащитными федствами, пластическим и цветовым решением фасадов и интерьеров зданий. Комфортная светоцветовая феда обеспечивает наилучшие условия видимости и восприятия архитек:гуры, а также способствует повышению производительности и качества труда.

т.лБЛилд.л S.I. тлчимогть уф- и ик-ихчучения

в ОБи(ЕСТВЕИНЫХ ШАНИЯХ

Назначение зданий и сооружений Спектр лучистой :*нергии

учреждения х

Детские и школы

Театры, кино- и концертные залы

Торговые здания Спортивные сооружения Лечебные здания Вузы

Лдминисфативные здания

Видимый свет

X X X X X

Актуальнейшей проблемой световойсреды в современной архитектуре является выбор рациональных разме-рюв светопроемов и видов солнцезащитных и светорегулирующих уст-ройста В последние годы вновь распространилась тенденция к увлечению большими площадями остекления фасадов и солнцезащитной пластикой вне связи с назначением зданий и условиями светового климата, оправдываемое «максимальным визуальным раскрытием внутреннего пространства к внешней среде». Это явление в значительной степени связано с тем распространившимся влиянием на творческий процесс архитектора, которое оказали многие гюстройки известнейших пред-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179