Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 [ 132 ] 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

Композиционная схема 13 соответствует размещению общественно-торговых центров по принципу «фокусирования», когда их объемы располагаются на пешеходной платформе над магистралью! Этот прием обеспечивает безопасность пересечения пешеходами транспортного пути, непосредственные связи центра с жилой зоной, так как «фокальный» центр находится в геометрическом месте жилого комплекса на стыке пешеходных и транспортных путей. Характерными примерами композиционных решений по данной схеме могут служить общественно-торговые центры городов-спутников Веллингбю (Швеция) и Кам-берноулда (Великобритания), а также проект местного центра, разработанный МАрхИ.

Примерами компактных композиционных решений местных центров являются торговый комплекс в Ленинграде на Гражданском проспекте, состоящий из трех объемов, объединенных платформой на уровне вторых этажей и сблокированный (рис. 24.1); местный торговый центр в г. Навои (рис. 24.9), решенный единым объемом в два этажа с подземным дебаркадером. В проекте общегородского торгового центра г. Тольятти предприятия обслуживания объединены в одном четырехэтажном объеме с подземным уровнем, размещенном на общей пешеходной платформе общественного центра города (см. рис. 24.8).

Крупные общественно-торговые центры в виде сложных многоярусных структур имеют существенный недостаток: они лишены непосредственной связи с поверхностью земли, с природным окружением. В подобных случаях особо важно обеспечить простоту и ясность схемы движения и компоновки помещений с хорошей зрительной ориентацией для посетителей.

В планировке и застройке пешеходной зоны крупных общественно-торговых центров многообразие композиционных решений достигается путем создания систем торговых улиц и площадей. Расчлененные центры сложной

многообъемной композиции сочетают в себе достоинства и той и другой системы (схемы 14, 15). Территория центра ограничивается кольцевой магистралью, которая изолирует его от потоков транзитного транспорта, организует движение к центру и распределяет его к стоянкам и остановкам общественного транспорта. Эти остановки служат для посетителей основными входами в ансамбль общественно-торговых комплексов. У остановок размещаются главные объекты обслуживания-«полюсы притяжения» центра. Композиционными акцентами являются крупные объемы универсальных магазинов, гостиниц, административных зданий. Они служат вертикальными доминантами пространственной композиции всего ансамбля. Свободное пространство вокруг компактно расположенных групп зданий и всего комплекса, внутренние дворы, крытые переходы и т.п.-в<» это создает единую пешеходную зону, благодаря которой обеспечивается взаимосвязь объектов обслуживания с транспортными подъездами и окружающей средой, улучшается зрительная ориентация посетителей (рис. 24.11).

Примерами многофункциональных общественно-торговых центров расчлененной композиции являются общегородской центр г. Тольятти, тде комплекс общественных зданий размещен так, что пространственно объединяются его различные части, образуя пешеходную зону, изолированную от транспорта. Крупный многоярусный общественно-торговый и административный центр сооружается на площади Обороны в Париже. Территория его ограничена сложной кольцевой магистралью и, кроме того, для пропуска транзитного транспорта созданы подземные магистрали. Вдоль центральной пешеходной эспланады размещаются административные здания, магазины, рестораны, кафе, а также жилые дома.

Таким образом, в зависимости от градостроительного значения и величины ансамбля центр должен иметь




1 этаж


2 этаж


одну ИЛИ несколько архитектурных доминант-ориентиров . (крупный универмаг, рекламная башня, многоэтажная


Рис. 24.9. Торговый центр в г. Навои. Общий вид, планы 1-го и 2-го этажей, внутренний двор

/-аптека; 2 и 6-универмаг; J-racipoHOM; (-шашлычная;

5-столовая; 7-магазин тканей; S-ресторан; {«-кухня; /0-ателье;

-парикмахерская; 72-книжный ьигазин

гостиница и др.). Композиция центра строится так, чтобы при движении в направлении к архитектурному ориентиру последовательно раскрывалось ее содержание, постепенно нарастало эмоциональное воздействие.




Рис. 24.10. Торговый центр «Дебрецеи», Кшшпеда. ЛшпССР


Рис. 24.11. Пешеходная улица е торговом центре жилого района, Эрфурт. ГДР

В сложном общественно-торговом комплексе, состоящем из отдельных функциональных зон, целостность архитектурной композиции достигается путем соподчинения композиционных осей отдельных ансамблей.

Значительным художественным средством открытых пространственных композиций современных центров является метрическое повторение одинаковых элементов, пластическое решение которых требует лаконичности архитектурных форм и деталей, экономного распределения средств художественной выразительности. Художественный контраст как средство достижения наибольшей выразительности зданий и сооружений комплекса создается путем сопоставления таких

разнородных средств, как поверхность стены и стекло витрин, массив объема универмага или кинотеатра и ажурность галерей магазинов. Здесь действует контраст высоких и низких объемов, глухих и прозрачных поверхностей.

При простоте общих форм архитектура торговых зданий приобретает большую выразительность, если вьще-лить и художественно обогатить композиционно важные элементы-входы, рекламы и т.п.

В композиции общественно-торгового центра, как и любого современного градостроительного ансамбля, одним из средств эстетического воздействия может стать сочетание архитектурных памятников и новых зданий центра.

В условиях высокой плотности современной городской застройки особое значение приобретает архитектурное решение значительных по площади кровель зданий общественно-торговых центров как дополнительных площадок для летней торговли и отдыха. Плоские крыши, являющиеся своего рода «пятым» фасадом комплекса и прекрасными видовыми площадками, в то :е время хорошо обозреваемые с верхних этажей окружающих жилых и административных зданий, создают дополнительный композиционный эффект (рис. 24.12).

В рекреационных местах центра широко используются такие простые, но достаточно выразительные композиционные федства, как цвет и рисунок замощения, газоны, цветники, декоративные водоемы, скульптура и, наконец, различные формы рекламы. Световая реклама-один из видов световой архитектуры.

Таким образом, при разработке архитектурно-художественной характеристики зданий общественно-торговьгх центров могут быть использованы различные приемы и средства, формирующие художественный образ и общее композиционное решение ансамбля: повтор определенных композиционных элементов; применение простых




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 [ 132 ] 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179