Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  Архитектура общественных зданий 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 [ 116 ] 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179

центры размещаются в жилой зоне вдоль трассы заглубленного скоростного транспорта, у остановочных пунктов городского транспорта.

Рассмотрим ряд примеров организации сети торгово-бытового обслуживания в проектах, разработанных МАрхИ (см. рис. 22.2).

В экспериментальном проекте крупного жилого массива «Отрадное» на 150 тыс. жителей, расположенного в северной части Москвы, применен прием полосно-кольцевой организации селитебной зоны. Планировочная идея массива заключается в создании внутренней.кольцевой магистрали, связывающей шесть жилых комплексов на 25-30 тыс. жителей каждый. Жилая застройка здесь «фокусируется» вокруг местных центров, расположенных над кольцевой магист-(жлью и объединенных с остановка-ми общественного транспорта. Главный общественно-торговый центр городского значения совмещен со станцией метрополитена и транспортным узлом внешних городских магистралей.

По проекту планировочного района «Серебрянка» в Минске крупный общественно-торговый центр городского значения размещается на пересечении двух городских магистралей, являющихся основными композиционными осями района. Местные центры рассредоточены равномерно по все террито-Р1И этого района в местах выхода пешеходных путей жилых образований к остановкам общественного транспорта.

Аналогичные проектные решения приняты в новых жилых массивах Эстонии.

В современной градостроительной практике нашли применение разнообразные приемы размещения торговых центров в структуре городов.

В городе Ранкорне (Великобритания) на 100 тыс. жителей, основанном на современном принципе линейно-кольцевой планировки (так называемая «восьмерка»), вдоль скоростной магистрали размещено 15 жилых образова-

ний со своими общественно-торговыми центрами. Общегородской многоярусный центр расположен в месте пересечения двух петлевых ветвей (рис. 22.3).

В экспериментальном проекте города Этареа (Чехословакия) принята линейная планировочная структура. Сеть торгово-бытового обслуживания состоит из 13 местных торговых центров, размещенных в жилой застройке на магистралях, и главного общественно-торгового центра на пересечении городских магистралей.

В проекте нового города Милтон-Кейнз (Великобритания) на 250 тыс. жителей разработана полицентрическая система общественно-торговых центров. Многоярусный общегородской центр расположен в геометрическом центре территории города. Он дополняется тремя торговыми подцен-трами городского значения Местные центры равномерно распределены в жилой застройке с учетом транспортной схемы, у остановок общественного транспорта.

В линейном городе Пампус (Голландия), расположенном на четырех островах и связанных транспортной магистралью с центром Амстердама, главный и второстепенные центры размещены вдоль этой композиционной оси, образуя многоярусную пространственно-протяженную структуру.

Приведенные примеры подтверждают, что главной современной тенденцией в организации сетей торгово-бытового обслуживания является разделение общественно-торговых центров на два типа: центры местного значения, размещаемые в жилой зоне, и центры городского значения, которые размещаются на городских магистралях у остановок общественного транспорта и на транспортных узлах.

Новые формы торгово-бытового обслуживания (рис. 22.4) представлены в проекте опытно-показательного жилого района Северное Чертаново (Москва).

Жилые комплексы здесь обеспечиваются элементами общественного



Размещение объектой общественного обслуживания в ОПЖР

Северное Чертаново.Москва

i ~ общест венио -торговы й цеитр района

2- приближенное обслуживание (е. доме)


Автоматизированная система торгово-бь(Тового обслуживания по пневмоканалам


главный центр

Ираспределитеяыый центр стандартного обслужившйя

т]j\ снабжения распределительных центров

пневмопроводы жилых домов



п н е в м о к; Ша налы

«Лощица»; б-генеральный Рис. 22.4. Новые фор.иы план застройки жилого

организации комплекса и план

общественно-торгового пневмопроводов; е-схема

обслуживаии.4 разводки пнев.чоканалов по

а генеральный план района этажам жилого дома



22.3. Тты предприятий торговли, общественного питания и бьтового обслуживания 357

обслуживания, повышающими комфорт проживания. Создаются укрупненные вестибюли, где будут размешены филиалы центров обслуживания, осуществляющие прием заказов на разнообразные бытовые услуги; от покупки продуктов до доставки билетов в театр. Жители при уходе на работу делают заказ, а по возвращении домой получают его в вестибюле дома или прямо на квартире. Здесь же устроены приемные пункты мастерских службы быта. В проекте заложен принцип укрупнения сети обслуживания при максимальном приближении ее к месту проживания людей, что будет способствовать значительному сокращению непроизводительных затрат времени на торгово-бытовые нужды.

Другой проект с перспективной формой заочного торгово-бытового обслуживания разработан в Московском архитектурном институте. Удовлетворение первичных потребностей человека принципиально может быть осуществлено с максимальным ко.м-фортом. Одним из возможных путей решения задачи является использование прогрессивной системы автоматического торгово-бытового обслуживания с пневматической доставкой на квартиру различных товаров и предметов первой необходимости, газет и журналов специальными контейнерами по пневмоканалам из распределительного центра автоматического повседневного обслуживания, который совмещен с местным общественно-тортовым центром жилого образования. В распределительный центр товары доставляются из главного центра также автоматически.

Подобная система заочного торгово-бытового обслуживания разработана в проекте планировки и застройки жилого района «Лощица» на 150 тыс. жителей, расположенного в южной части Минска на свободной территории. Градостроительная идея проекта заключается в создании автономной скоростной автодороги непрерывного движения, связывающей пять жилых комплексов на 25-30 тыс. жителей

с общерайонным центром. В каждом жилом комплексе под платформой центра расположен пункт автоматического повседневного обслуживания. Пневматическая доставка продуктов первой необходимости в квартиры осуществляется по трубопроводу диаметром 220 мм специальными контейнерами емкостью 15 дм, рассчитанными на загрузку продуктами общим весом 4-4,5 кг. С по.мощью этой системы могут доставляться до 600 видов товаров и предметов первой необходимости.

22.3. Типы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Современная сеть торгово-бытовых зданий и центров формируется, как правило, из укрупненных комплексных и специализированных предприятий трех самостоятельных и в то же время взаимосвязанных видов предприятий: торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Ориентировочные площади участков для строительства зданий и комплексов торгово-бытового назначения приведены ниже:

Магазины с торговой площадью, м: 250-1000 2000-6600 11 000-22 ООО Предприятия общественного питания с числом мест в обеденном зале, ед.: 50-150 300-500 700-1000 Предприятия бытового обслуживания с числом рабочих мест, ед.: 15-50 100-300 Рынки с числом торговых мес г (разовых и ста- ционарных), ед.: 75-200 400-600 Торговые центры в жилой зоне, обслуживающие, тыс. чел.: 6-10 15-20 25-30

0,2-0,4 га 0,5-1 » 1,2-2 »

0,2-0,3 » 0,4-0,5 » 0,6-1 »

0,2-0,3 » 0,5-1 »

0,5-1,2 » 1,4-1,7 »

0,5-0,8 » 1-1,2 » 1,3-1,8 »




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 [ 116 ] 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179