Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130


Рис. 2.31. Пещерные гробницы около Накши-Русгем, в Иране

были выдвинуты вперед на некоторое расстояние перед стеной со входной дверью. Пространство портика не могло быть передано на плоскостном рельефе, высеченном в скале. В лицевой стороне гробницы Ксеркса очень важны отдельные формы, которые

могут быть объяснены только влиянием греческой архитектуры, а именно ионического ордера, распространенного по мало-азийско,%1у побережью, которое было тогда .заселено греками (см. то.м II). Детали горизонтальной балки, которая изображена над колоннами, несомненно восходят к ионическому антабле.менту. Мы сталкиваемся со сложны.м и до сих пор остающимся нере-огенным Bonpocoxf о взаимоотношении греческой ионической и персидской колонн. В это.м отношении важны сложные завитки - волюты, которые составляют существенный элемент венчающей части персидской колонны и ионической капители (см. том 11). Предположение зан.мствования Грецией формы волют из Персии опровергается капителью колонны из Неандрии в Греции, которая является прототипом ионической капители и вместе с тем древнее персидских колонн. Однако обший характер ионического ордера не оставляет со.мнения в том, что ионический ордер сложился и развивался под влиянием персидской архитектуры (см. то.м II). На моническо.м ордере лежит отпечаток восточной роскоши и утонченности. С другой стороны, персидскую колонну невозможно объяснить влиянием ионической колонны. Несомненно, что отдаленное сходство межлу ними до известной степени объясняется общими источниками. Так, например, можно указать прототипы волют в Египте. Над обрамлением двери 1робницы Ксеркса помещена египетская выкружка. Для персидской архигекл\ры характерно, что она зац.мствует формы разн;ч!.г1\ дп\гпх архитектур. Однако персидское зодчество никак нельзя назвать эклектичным: заимствовагшые формы включаются в совершенно новое органическое композиционное целое, в котором господствуют своеобразные принципы,

В новой столице. Персеполе, в которой сосредоточивается персидская культура, начиная с царя Дария, сохрагшлась замечательная грандиозная дворцовая терраса. Она построена Дари-ем I (521-486) и достигает огро.мных размеров - 450x300 м. Ее строители отчасти использовали находившуюся на это.м .месте естественную скалистую площадку, что до известной степени




io i<i ..1 - f ic

Puc. 232. Дворцовый ансамбль в Персеполе, в Иране

объясняет ломаный контур дворцовой террасы. Она сложена без раствора, из больших отесанных камней, соединенных друг с друго.м металлически.ми скрепами. Терраса была первоначально облицована стеной из необожженного кирпича, и парапет террасы покрыт рельефами. На террасу ведет роскошная монументальная лестница. Терраса и лестница заи.мствованы из ассирийской архитектуры; формы дворца Саргона в Хорсабаде являются их непосредственными прототипами. Но мотив лестницы в Персеполе сильно развит. В Персеполе марши лестницы сперва расходятся к двум симметричным площадкам и только затем. сходятся к главной площадке перед террасой. Лестница в Персеполе тоже рассчитана на то, чтобы по ней въетгйй верхом.

На грандиозной дворцовой террасе в Персеполе несколько царей развернули замечательную строительную деятельность, в результате которой сложился грандиозный архитектурный ансамбль, сохранившийся, к сожалению, довольно плохо (рис. 232 и 233). Ксеркс построил лестницу (рис. 234), ворота перед ней и большой дворец Е. Дворец Ксеркса представляет собой сложившуюся ападану, т. е. парадный тронный зал. Его прототипом является дворец Кира в Пасаргадах (рис. 235), в ко-



Рис. 233. Общий вид дворцового ансамбля в Персеполе, в Иране

Ml »

Pu(\. 234. Главный въезд на цворцовую площадку в! Персеполе, в Иране





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130