Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

.д. ,и,.


Puc. 229. Гробница Кира в Пасаргадах

ный» стиль гробницы Кира в значительной степени вытекает из основной задачи этого сооружения - сохранения тела умершего царя.

Характерна система последовательно уменьшаюшихся вверх частей гробницы Кира; приведенная ючень-рогв л в такой усложненной и логической форме встречающаяся в истории архитектуры здесь впервые. У.меньшение вверх отдельных частей здания проверено уже в ступенях постамента гробницы. Нижняя ступень состоит из двух квадров камня в высоту, над ней находятся две ступени, состоящие из одного большого квад-ра ка.мня каждая, и еще выше - три совсем низкие ступеньки. Можно было бы предположить, что это последовательное уменьшение вверх высоты ступеней объясняется формой уступчатого поста.мента. Но и в кладке погребальной камеры на-



блюдается та же закономерность. Р.чды кла.аки делаются по направлению ввер.х все ниже. Это исключает всякую мысль о случайности отмеченного соотношения. Наконец, в композиции всей гробницы мы опять наблюдаем уменьшение вверх ее наиболее крупных составных частей: ступенчатый постамент - самый высокий; параллелепипед погребальной камеры ниже; еше ниже - двускатная кровля последней. Уменьшающиеся вверх части создают впечатление легкости всего сооружения в цeлoг Наружная масса гробницы постепенно сходиг на нет, растворяясь в пространстве, в то время как нижние ее части сливаются с землей. Стремление уничтожить материальность архитектурных .масс является одной из са.мых характерных черт персидской архитектуры. В гробнице Кира оно выражается еше в том, что она первоначально была окружена открытым двором, обрамленньгм деревянной колоннадой. Сравнительно тонкие колонны находились на довольно большом расстоянии друг от друга. Следы колоннады найдены, и расположение колонн удалось установить в точности. Гробница была придвинута к одной из сторон двора. Легкая колонна,аа двора, как и дворы в некоторых египетских жилых домах, предвосхищает композицию э.ллинистического перистиля (см, том Н). Благодаря кольцу колонн пространство двора господствовало над .массой гробницы и способствовало ослаблению массивности погребшгьной камеры и ступенчатого постамента.

В Пасаргадах сохранилась огро.мная искусственная платформа, предназначавшаяся для дворца, который не построили. Терраса имеет больще 230 .м долины, высота ее превышает 12 м. Отдельные квадры, из которых сложена терраса, достигают величины 4x1 и. Кладка отличается некоторой неправильностью. На углах террасы имеется четыре выступа, предназначенные, по-видимому, для угловых башен. Это показывает, что уже в эту раннюю эпоху сложился широко распространенный впоследствии в Персии тип дворца с башнями по углам (ср. хеттское бит-хилани).

..................Начиная-е-варяКееркса f48б=4бР)7вбВ1Чны.м tiгНомйдарского

погребения становится гробница в скалах (рис. 230 и 231). Гробница Ксеркса в Накши-Рустсм, в 5 км от Персеполя. яв.ляется характерны.м примером этого типа. Лицевая сторо1ш гробницы, вытесанная из скалы, помещена очень высоко, так что снизу она может быть доступна только при помоши подставных лестниц. В это.м сказывается та же тенденция изоляции трупа царя, что и в гробнице Кира. Лицевая сторона гробницы Ксеркса изображает передний портик дворца с .деревянными колоннами. Видна входная дверь. В действительности колонны такого дворца



щШШШШШМ

hi

I

5* V«.

Puc. 25(9. Пещерные гробницы око.по Накши-Рустем, в Иране




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130