Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 [ 91 ] 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

на о. Крите дворцы развились из того же прототипа, что и более сложные египетские дома, т. е. из распространенного по всему Средиземноморью многокомнатного прямоугольного дворового дома эпохи родового строя. Можно дать критскому дворцу то же объяснение, что и египетскому дому, т. е. что не отдельные дворцы, а самый тип дворца развился постепенно, на основе диктуемого практической жизнью графика движения. При этом в основе критского дворца - особенно дворцов Кнос-са и Феста - лежит целостный архитектурно-ху.тожественный образ, который последовательно проведен вплоть до мельчай-гиих деталей. Последовательность и цельность концепции критского дворца исключает всякую мысль о случайности.

Греки знали критские дворцы и очень .метко определили сущность их архитектурно-художественной композиции понятием «лабиринт». В известно.м .мифе лабиринт рисуется зданием, в котором внутренние помещения настолько запутанны, что вощед-щий в него не может найти выхода. (Впоследствии лабиринтом crajni называть запутанную систему ходов, сделанную для того, чтобы человек в ней терялся, не находя из нее выхода. Такие лабиринты устраивались, например, в садовой архитектуре ХУИ и XVIИ веков.

В основе критского дворца лежит архитектурно-.художествен-ная кохнюзиция. которая ставит себе целью дать усложненную, временную последовательность различно оформленных помещений. Когда человек ходил по внутренним по.мещениям критского дворца и блуждал по коридорам, клетушкам и закоулкам, он совершенно не был в состоянии представить себе план дворца и пространственных взаимоотношений его по.мещений. которые он воспринимал исютючительно в их временной последовательности. Так, например, при движении по различным коридорам и по.мешениям зритель часто после долгого .хождения по длинному ряду по.мещений возвращался к какой-либо стене, около которой он уже был, но возвращался к другой поверхности этой стены, обращенной в помещение, в котором он раньше ие был. Зрителю иевоз.хюжно бы то \ знать, не имея перед ТШ,зШи плана дворца, что он почти вернулся к исходной точке своего пути. Е.му должно было казаться, что два смежных помеигения нахо-.тятся далеко друг от .яруга. Аналогичным образом воспринима-;шсь наружные формы дворца. Идя по кривой улочке критского города, зритель воспринимал выступы стен в их временной последовательности. Весь квартал дворца (в тех случаях, когда дворец составлял особый квартал, отделенный от других кварталов улочками) воспринимался зрителем не как пространственный замкнутый объе.м, а как временная последовательность наружных




Рис. 213. Общий вид раскопок дворца в Кноссе, на о. Крите



частей, как обозрение зрителем «ленты лицевых сторон» дворца. Эта «лента» непосредственно продолжается и внутри дворца, что особенно ясно при рассматривании входов, например, в Кноссе. Коридоры улиц непосредственно продолжаются в коридорах ;ш\(рл дворца.

Вн; фсгчее пространство критских дворцов тоже напоминает ueuicpx. Но вместе с тем оно живописно. Оно все проникнуто двиясчиеч» Движение внутренне] о пространства развери li.ai. 1ся прежде вссго направо и налево. Коридоры критских аворцов. в поо!]И5оиоложность дворцам Вавилона и ,4ссирии, исте-горо.ксни аоперечныхш сгеикахи! и ооычно изогнуты, дри ем про.кх1жсние коридора совср1чснио гсряется для зрите ;я. остановившегося на одной johkc. и %ожет быть восприняю лишь при дальнейшем движени!г BHcni- i. Коридор уходит от зрителя, тсрдясь в шшзвестноч дали и \!аня его идти вглубь, следовать, по сто инзивам и воспринимать сто постепенно развертывающимся во времени. Отдельные пох(ешения, связанные с коршорачи! н.ш образующие самое гол 1ельные группы, раско-:!ожсиы соверщеино аси.мметрично. причем пролеты, веглшие из 0.1И0Г0 в др\1ое. друг другу не соответствуют. В критскэм дворце иные не образуется анфилад помещений; комнаты заходят ол на за тру гую, лишь частично видны одна из три ой. причем каячдьш ра> перед зрителем неожиданно огкрыьасгся новая пространственная форхкк не подготовленная 1цчхш!еству-ющихнк Таким образом, зритель, проходя по кори.юрам и помещениям, ьсе время дгчжегся ю направо, то налево, так что линия его .хвижения имеет извивающийся живописный характер. Движение виутреииего иросгранства развертывается, кроме того, еше и вверх-вниз. Отдельные группы по.мегцений, и даже отдельные части одного и того же помещения критского дворца, на.\олятся на различном уровне. Однако эти уровни не настолько отличаются друг от друга, чтобы образовывались последовательно поставленные лруг на друга горизонтальные ярусы, подобные нашим этажам. От дельные помешекия критского дворца расположены "то [[смиого выше, то несколько ниже соседних. Переходами мешлу ними служат лестницы в песко.гь-ко ступеней или даже пандусы (наклонные плоскости ноле) в коридорах. Таким образом, зритель, обозревая дворец, движется ие только направо - налево, но, кроме того, посгояино несколько поднимается или немного опускается. Это впечатление переживают даже современные посетители раскопанных развалин дворцов на о. Крите (рис. 213).

Сложное движение внутреннего пространства дополняется игрой светотени, распределенной с большой тонкостью и ис-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 [ 91 ] 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130