Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 [ 84 ] 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

характер. На самом деле гипостнльные залы, как и другие помещения большинства египетских храмов, находятся на поверхности зе.мли и сложены из каменных квадров. Но те сравнительно немногочисленные пещерные или полупещерные храмы Нового царства, которые нам известны, как, например, рассмотренный выше храм в Дейр-эль-Ба.хри или храм в Абу-Сим-беле, о которо.м речь будет впереди, очень типичны. Пещерность гипостильного зала выражается главньгм образом в том, что его внутреннее пространство занято, подавлено массой, господствующей внулри и насьштающей собой незначительное пространственное ядро, подчиненное охватывающей его материи. Колонны настолько толсты и массивны, они так близко придвинуты друг к другу, что получается впечатление, что все эти огромные круглые столбы являются не свободно воздвигну-ты.ми на ровном месте структивными архитектурными элементами, а остатками бывшей первоначально сплошной скалы, в которой выкопана пещера. При этом вспоминаются целиком выдолбленные в горе пещерные гробницы Среднего царства с наружными и внутренними многогранньгми столбами, вытесанными из скалы. Но благодаря своей более сильной изобразительности и символичности колонны гипостильного зала кажутся еше более пещерными и еще менее структивными, чем протодорические колонны. (Таки.м образо.м, получается парадоксальный лишь на первый взгляд вывод, что сложенные из каменных блоков колонны гипостильного зала кажутся более пещерными, че.м действительно вытесанные из скалы протодорические колонны. Решающим для основного общего впечатления в том и другом случае является характер оформления самой колонны и того целого, частью которого она является.)

Господство .массы над пространство.м очень наглядно выражается внутри гипостильного зала в том, что пространство зала не едино, а распадается на множество не слившихся друг с другом частей, фрагментов, которые являются первичными и по которым, складывая друг с другом еше не соединенные в действительности элементы, зритель может мысленно представить себе пространственное целое. Внутренность гипостильного зала распадается на большое число длинных, прямых, одномерно направленных коридоров, уг.тубляюшихся в массивную толщу, вонзаюши.хся в материю и пробивающих ее. Одномерность пространства такого коридора очень характерна для египетского пространственного мы,шления в эпоху Нового царства. Как ат-лея сфинксов односторонне направлена вперед, как над всем храмом господствует его центральная ось, одномерно направленная к святилищу, так и коридоры между колоннами гипос-



ти.чьного зала выражают собой безоглядное устремление вперед, к скрытой цели. на.хо,зящсйся далеко впереди. Таких пространственных коридоров в гипостильном зале очень много. Все они идут параллельно друг другу или под прямым углом, пересекая одш! другой. Для пространственной ко.мпозиции гипостильного зала основным является, что все эти коридоры так и остаются разобшенны.ми. не сливаются в одно целое, не образуют единого внутреннего пространства. Стоя в любо.м месте внутри зала, зритель видит, если он стоит между колоннами, только тот коридор, в котором он находится. Если же он стоит между двумя интерколумниями. го он видит еше один кори.яор. пересекающий первый под прямым углом. Массивные стволы колонн не позволяют его взгляду проникать в пространство зала в диагональных направлениях, что одно могло бы объединить разобщенные коридоры. Эти коридоры по.аобны шахта.м. посредством которых человек углубляется в скалу, в толщу материи. Интересно, что центральный путь, соответствующий ба-зиликальному разрезу и проходящий через гипостильный зал. вы.телен еше тем, что более высокие средние ко.юнны. вместе с тем и более толстые, шире расставлены друг от друга, че.м колонны в боковых частях гипостильного зала. Благодаря этому ша.хты-коридорь! в боковых частях зала не соответствуют по своему расположению коридорам более высокой средней части.

Для пространственной композиции египетского храма в целом .характерно соединение пространства природы, которое гос-по,1Ствует в аллее сфинксов, с пещерным пространством гипостильного зала и святилища, причем остальные части, в особенности открытый двор, составля.ют переход между ними. И в этом отношении очень характерны полупещерные хра.мы, особенно храм в Дейр-эль-Бахри, в котором ряд открытых дворов составляет переход .между пространством природы и действительными пещерами, вытесанными в толще скал. Соединение пространства природы и зависимого от него пещерного пространства и.томи-нает архитектуру других восточных деспотий, например индийские пещерные чайтьи буддийского пепиода7"а такжёсоединение пео.1ср и палаток в архитектуре эпохи раннего периода доклассового общества.

Многочислешчые фигурные изображения, рельефно высеченные на колоннах гнпостильного зала, и.меют большое значение в смысле решения проблемы .масштаба. Между маленькими фигурками, изображенными на колоннах, и колоссальными ствола.ми ко.логгн устанав.ливается типичное для Египта отношение контраста, благсларя которо.му кажущиеся разх«еры колонн еще значительно повышаются. Рельефы на колоннах и много-



:4 -


Рис. 197. Деталь гипостильного зала Большого храма в Карнаке

численные рельефы на внутренних стенах гипостильно-о зала выполнены техникой врезанного рельефа, уже знакомой нам по пилонам. Эффект, производимый всеми этими рельефными изображениями в гипостильном зале, совершенно тот же, что и на пилонах. То.чько в гипостильном зале сила воздействия рельефных изображений много больше, чем на наружных башнях входа. Сложность и большие размеры внутреннего пространства гипостильного зала, огромное количество изображений и обилие сюжетов, длинные, уходящие в таинственную темноту коридоры, тени колонн, пересекающие друг друга от нескольких факелов, несомых по залу, тени колонн, падающие на стены, и т. д. - все это чрезвычайно обогащает эффект рельефов. Погруженный в темноту гипостильный зал, пространство которого прорезывается несколькими двигающимися по коридора.м факелами, наполняется таинственными, страшными тенями и -образами.- Над-етенами и с1илбамтг~Двйтаются и живут своей жуткой, нечеловеческой жизнью фигуры, обладающие собственным объемом, отличным от форм живого человека, заполняющие особое пространство, развивающееся из поверхности массивов и своей ирреальностью оформляющее и пространство гипостильного зала. Гипостильный зал производит таинственное и мистическое впечатление не только вечером при свете факелов, но и днем благодаря каменным решеткам, сплошь закрывающим довольно большие верхние световые отверстия (рис. 197). Эти каменные решетки имеют много совсем неболь-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 [ 84 ] 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130