Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130


Рис. 186. Пилоны храма в Эдфу

роль. Когда участники процессии подходили вплотную к пи-лона.м, они уже не видели сфинксов, и масштабную роль последних перенимали фигуры, высеченные на пилонах. Пилоны первоначально дополнялись некоторыми несохранившимися частями, которые имели подчас сушественное композиционное значение. В огромные каменные обрамления входных дверей были вставлены маленькие деревянные обрамления, изображенные в произведениях египетской скульптуры и живописи. Эти вторые-обрамленйя-оеобенно-важны-для-впечатления .нарастания архитектурных форм. Кроме того, в пилонах сохранились внизу отверстия, в которые пропускали огромные деревянные мачты, превосходившие пилоны по своей высоте: к этим штангам, которые ставили в праздничные дни и в дни религиозных процессий, прикреплялись сверху флажки (рис. 187). Над отверстиями для мачт в верхних частях пилонов сохранились отверстия, в которые первоначально были впущены каменные кольца, державшие мачты. С кровли пилонов, куда вела лестница внутри башен, мачты пропускали через каменные кольца и



mill

liilt


Pttc. /i"" Изображение пилонов на египетском рельефе эпохи Нового царства

опускали J bii.vi-;!-- отверстия. ГЬ.пел пилонами иногда ставили два об. iiuk.\ с:1М\ь,1рично i э ci-punaM центральной дороги. В нсчоюрых ..\4ii9.K один и; зги\ дв\\ обелисков ниже другого; .но тот. который выше, придвинут к пилонам ближе, чем другой. При движении по аллее сфинксов, благодаря перспективному сокращению, создается впечатление, что оба обелиска одинаковой высоты. Разница высоты обелисков объясняется желанием ар.хитектора внести оживление и насыщенность в абсолютно си-мметрическую композицию а.ллеи сфинксов и пилонов. Не нарушая строгой фронтальности, архитектор вместе с тем вводит в расположение обелисков известную композиционную свободу, которую зритель видит, проходя мимо обе-



лисков и оонаруживая. что они не равны и что они стоят на различном расстоянии от пилонов.

Смысл более или .менее продолжительной остановки религиозной пропессии перед пилонами заключается в том, что у участников процессии создавюось мистическое настроение, под-нН;\.атось религиозное чувство. Дверь, ведущая внутрь .храма, позволяет входить внутрь одновременно лишь сравнительно не-большо.му ко.тичеству людей. Стоя в .зверях или перед входом в пилоны, зритель уже видел основной принцип композиции внутренности хра.ма. Благодаря соответствию дру1 другу внутренних отверсти!! зритель воспринимал основную ось - дорогу, теряющуюся в святилище. Он видел также сужение и затемнение пространства по ступеням через двор, гипостильный зал к совсем черно.му пятну входа в святилище в конце оси. Двор, находящийся за пилонами, виден весь .хорошо. За ни.м в дверное отверстие видно значительно бо.лее темное пространство гипости.льного зала. Еше дальше - в.ход в святи.ццце. Наконец преграда пилонов преодолевается, и процессия входит внутрь храма. Нужно представить себе движение участников процессии раз.меренным и напряженным, позы их натянутыми и скованны.ми. Эти люди двигались так, как бесконечными рядами двигаются обычно в одном направлении фигуры на лентах египетских рельефов. Вся эта торжественность и иератичность еше больше вырывали участников процессии из повседневной жизни.

Прео.толев преграду пилонов, участник процессии приближался к святилишу. Но он ишкогда не доходил до цели, куда вел его путь, так как святил и ид е было доступно только жрецам. Участники процессии распределялись во дворе и в гипостиль-ном зале. Есть основание думать, что эксплуатируемые массы населения допускались только в открытый двор и не и.мели доступа в гипостильный зал, в который и.мели право входить только представители господствующего класса, аристократии. Таким образом, кем бы ни был но своему социатьному положению тот или иной участник религиозной процессии, ему всегда были доступны только некоторые из ступеней, но которым построен храхк - одним больше ступеней, другим меньше. Но для каждого из них оставались впереди таинственные, неизвестные и недоступные ступени, которые еще цельзя было преодолеть. Восхождение по ступеням превращалось в самоцель, являясь результатом особого .метода мышления, который заключатся в постоянном движении вперед по пути достижения недостижимого. Всякому было видно направ.ление пути, которое господствовало над ним и поглошало все его внимание. Всякому была видна, кро.ме той ступени, на которой он в дан-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130