Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [ 111 ] 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

Колонны равномергю распространяются во все стороны. Это - пространственные знаки, своим правильным чередованием отмечающие протяженность пространства. Воз.можность с .художественно-композиционной точки зрения неограниченного умножения колонн мечети в Кордове означает, друтихш словами, полное отсутствие каких бы то ни было элементов субординации одних колонн други.м, или часте11 внутреннего пространства други.хк отсутствие централизации. Колонны не образуют групп, нет даже ни малейшей тенденции к группировке колонн. Все колонны совершенно равны друг другу. Создается скорее впечатление децентрализации и распыления от зритстя во все стороны. Возникает образ бесконечного распространения дематериализованного пространства, так как нет концентрации, сгущения архитектурной формы, - нет образования индивидуализированного, неповторихюго соединения архитектурных элементов. Именно с этими чертами следует связывать вопрос об использовании в мусульх<анском зодчестве греко-римско-византий-ского архггтектурного наследия. Колонны мечети в Кордове не только по своей фор.ме (ствол, капитель и арка) восходят к ви-зантийско.му, римскому и греческому зодчеству, но они в значительной своей части представляют собой архитектурные фрагменты, извлеченные из христианских церквей. Сравнение греческого периптера и мечети в Кордове показывает, что колонна получила в х1усульманской архитектуре диаметрально противоположный смысл. В классическом периптере колонна является образом индивидуальности. Храм окружен многи.ми колоннами, но их число всегда настолько ограничено, что никогда не теряется индивидуальность отдельной колонны. Наоборот, ко.мпо-зиция периптера подчеркивает в конечнох1 счете значение индивидуальной колонны как основного составного элемента всего построения. В Кордове общее число колонн так велико, что по сравнению с целым каждая отдельная колонна теряется. Индивидуальность колонны растворяется и распыляется в целом. Внимание зрителя отвлекается от отдельной подпоры и переносится на математическую правильность общегорасположения колонн. При движении по залу образуются правильные ряды подпор по основны.м ОСЯ.Х1 и по диагонатя.м, которые не столько уводят зрителя вглубь, сколько дают ему понять, что в расположении пространственных знаков господствует строгий порядок. Выраженный в этом числовой, математический элемент очень характерен для зодчества ислама и может быть прослежен как в больших композициях, так и в детатях.

,4рки занимают по вертикати больше пространства, че.м колонны (это напоминает отношение подпор и кровель в наруж-










Рис. 260. Один из куполов Большой мечети в Кордове

ном виде китайского здания). Доминирует мотив арок, огромное количество которых создает самые разнообразные пересечения, наполняюшие сложным и запутанным мелочным движением, скорее даже дробной подвижностью измельченных форм, верхнюю часть пространства мечети. Эта подвижность еще умноже-



на полосатой разделкой арок. Дина.мика арок усиливается благодаря контрасту с более спокойны.ми колоннами. Рядом с гладкими, легко обозримыми вертикалями просты.х стволов внизу пестрые кривые линии изгибающихся над ними арок производят впечатление запутанной и очень сложной ко.мпозиции. Особенно интересны покрытия куполов, расположенных рядом друг с другом в количестве трех перед хюлитвенной нишей и этим несколько выделяющих находящееся под ними пространство, предназначенное для привилегированных лиц (рис. 260). Купола совершенно не отражаются на расположении подпор, они не создают подчинения одних пространств други.м. Каждый из куполов фор.мует дематеришмзованную пространственную среду, насыщенную мелочной динамикой орнамента. Ее прорезывает линейный костяк из вось.ми арок, пересекающихся друг с другом так, что снизу по.лучается впечатление двух квадратов, отмечающих углы вось.мигранника. В этой кохтозинии поражает сказочная нереальность форм.

В целом внутри мечети в Кордове колонны и арки в сочетании свое.м похожи на лес, в котором обнаженные внизу стволы разрастаются вверх переплетающимися ветвями. Арки господствуют. Они напоминают и предвосхищают более поздние мусульманские покрытия из сталактитов. Зритель в своих движениях находит опорные точки для пространственной ориентации в стволах колонн, но взгляд его привлекает запутанная верхняя зона, в которой он теряется и растворяется. Внутреннее пространство Большой мечети в Кордове точно распадается на простые знаки-числа внизу, образующие стройные и строгие ряды, и на сложнейшие комбинации этих чисел-знаков наверху, создаваемые различными соединениями их при помощи арок-связей.

Дворцы

Наибо.гее блестящие дворцовые сооружения lwcy.TbxiaH являются выдаюшихнгся памятниками .мг!ровой архитектуры. Маленький дворец в ,Хусеир-Амра эпохи Омейядов (рис. 261) (660- 750) - один из самых древних. Его формы обнаруживают свое византийское происхождение, но уже в этом раннем памятнике очень сильны черты глубокой х1усульманской переработки. Koxf-бинации разнообразных по форме сводчатых помещений Хусе-ир-Амра отличаются от того, что наблю.1ается в его византийских и римских предшественниках, тенденцией к простоте очертаний отдельных помещений и. главное, к разобщению их друг




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [ 111 ] 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130