Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 [ 107 ] 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130


Pul. 252 ILiui MCkiii Очеиаюв v. Л,дске

и во многих других ранних мусудьманских памятниках, трудно отличить первоначальные части от последующих добавлений). На разрезе здания видно, что наружные стены продолжены выше кровли обхода, так что над последнс!! возвьинается и закрывает ее своего рода аттика довольно значительной высоты. Стены завершены снаружи прямой линией, за которой скрыто покрытие обхода, и расчленены на одинаковые простенки со светлыми отверстиями. Нет подчинения о.аних форм другим. Византийский архитектор стре.мится группировать формы, объединять более мелкие членения более крупньгми. В мусульманском здании однообразный орнаментальный ритм тянется вокруг всего здания и благодаря центрической форме .мечети продо.тжается бесконечно. Большое количество световых отверстий в наружных стенах уничтожает границу между внутренним пространством и пространством вокруг здания. Мечеть Цепи, .маленькое купольное сооружение, стоящее рядом с мечетью Скалы и подобное ей по свои.м формам, не nxfeer вовсе ;1аружных стен. В связи с этим было высказано не оправдщзшч-схя впоследствшгцредположеиие. что стены мечети Скалы являются более поздним добавлением. Наружные стены мечети Скалы образуют очень незначительную границу, которую можно сравнить с китайской архитектурой (круглый .хра.м Неба в Пекине - см. главу о китайской архитектуре). В зодчестве исла.ма исчезает граница .между пространством природы и внутренним архитектурным пространством.

В мечети Эль-Акса бросается в глаза большое количество нефов, совсем необычное для византийской базилики и очень типичное для последующих мечетей. Первоначальное расположение



tS;. if.-

Лс. 25J. Внутренний вид мечети Омейядов в Дамаске



подпор между нефами установить трудно, но есть основания полагать, что уже в своей первоначальной форме здание обнаруживало тенденцию к уменьшению разницы в ширине между нефами, благодаря которой в византийских базиликах достигается подчинение боковых нефов среднему, В .мечети Омейядов в Дамаске (рис. 252 и 253) на базиликальной основе создан прототип колонных мечетей последуюшегю времени. Основныхщ частями мечети Омейядов, целикох заихштвованными из византийских базилик (на xiecTe мечети Омейядов находилась в византийское вре.мя церковь Иоанна), являются двор, окруженный портика.%ш. и примыкающий к одной стороне двора большой трехнефный зал. Наиболее существенные новшества, по сравнению с византийски .ми базилика.ми, сводятся к уравнению всех трех нефов как в гиири-не, так и в высоте, а также к значительно более тесной связи внутренности зала и двора, с которым он соединялся открытыми пролетами. В мечети О.мейядов трехнефный зал воспринимается как часть пространства двора, как расширение одного из портиков, окружающих двор. Купол мечети О.мейядов перекрывает настоль-!4о незначительную часть одного из нефов зата, что его архитектурное воздействие совергиенно не распространяется на остальные части здания. В .мечети Омейядов купол не является центром ар-.хитектурной композиции. Внутренний вид мечети очень характерен. Нужно себе представить роскошную первоначальную внутреннюю отделку: стены были покрыты мраморной инкрустацией, а купол - .мозаикой, изображавшей целые города и разнообразного вида деревья. Капители колонн были позолочены. Над отделкой внутренности .мечети работали мастера из Персии, Индии. Северной .Африки и Византии. Наружные световые пролеты показывают, что стены очень тонки. В колоннадах и аркадах мечети Омейядов ясна тенденция довести материатьные архитектурные части до мини.му.ма. Арки, отделяющие нефы друг от друга, очень широки; по сравнению с ття колонны кажутся совсс-М тонки.ми. Над арками расположены более мелкие пролеты (они подражают световым отверстиям византийских базилик - см. том У, - но оказались благодаря одинаковой высоте всех трех нефов мечети Омейядов целиком внутри здания). Простенки между этихги пролета.ми, а также межту пролетами нижнего и верхнего ряда настолько тонки, что пространство пролетов совершенно господствует над ограничивающими их .материальными частями. Пространство внутреннего трехнефното зата .мечети Омейядов, непосредственно сливающееся со двором, .тематериализуется проре-зываюшими его дву.мя двухъярусными аркадами. Орнаментальная координация форм и бесконечный раппорт господствуют в архитектурной ко\Н1озици.и \!ечети.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 [ 107 ] 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130