Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [ 100 ] 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

ствованы из ассирийской архитектуры (ср. дворец Саргона в Хорсабаде). Над дверью сохранилась типичная египетская выкружка. Несмотря на все эти .заихгствования. композиция ападаны отличается цельностью и оригинальностью.

Композиция пространства была для архитектора главной художественной проблемой. Несмотря на безотносительно огромные массы колонн и стен, пространство господствует над .массами. Внутри ападаны расстояния .между колоннами настолько велики, что зритель может смотреть в промежутках межту колоннами в диагональных направлениях в любую сторону, так что цельное пространство зала восприни.мается как первичное, а колонны как вторичные элементы, лишь слабо его подразделяющие. Снаружи хшсса растворяется довольно глубокими двойными колоннадами наружных портиков, так что от нее остаются только угловые башни. Огромные размеры колонн и колоссальная толщина стен при таких соотноигениях еще сильнее подчеркивают господство пространства над массой.

Для характеристики пространственной кохтозиции ахеме-нидской ападаны недостаточно от.метить самый факт преобладания пространства над хшссами. Необходимо постараться точнее определить .характер самого пространства. .4падана может быть расширена сколько угодно в любую сторону, или, наоборот, от нее может быть с любой стороны отнята часть. Колонны внутри ападаны очень близки, с точки зрения принципа их расстановки, к аллеям камней в архитектуре дотассового обшества. Одна и та же форма квадрата в плане, ограниченного четырьмя колоннами, повторяется много раз как мотив орна-.мента в бесконечио.м раппорте. Колонны ападаны, как камни аллеи камней, - знаки, по которым зритель воспринимает пространственную композицию. Персидский тронньй! зал и.меет совершенно ровное и одинаковое по всей ападане внутреннее пространство. Нет ясного членения его на части и подчинения одних частей .другим. Пространственная среда равномерно разлита по внутренности здания. Отс\тсгвусг даже .малейинн! на-

.....мек на централизацию внутрЖ ападаны. Скорее можно говорить

об элементах децентратизации, пространственного распыления, поскольку зрителя, находящегося внутри, прнтягввали стены и их отверстия, а через них и наружные портики. Стены внутри были, вероятно, увешаны коврами, яркие краски которых были видны в тс-мноте сквозь промежутки .между колонна,ми. Ровная пространственная среда внутри ападаны принципиально отлична от внутреннего архитектурного пространства, как оно развилось только позднее в Риме, Византии (см. то.м И), готике и Ренессансе (см. том 01), где пространство всегда централизо-



вано и имеет поэтому внутреннее ядро. Пространство ападаны ближе под.тодит к пространству природы, одинаковому во все.х свои.х частях и не и.меюшему центра.

Но вместе с тем внутреннее пространство ападаны сильно отличается от пространства природы, а также от композиции китайской и японской архитектуры, которые стремятся подчинить здание ландшафту. Внутреннее пространство а.хеменидс-кого тронного зала растворяет материальные части. Отдаленное сходство с пешерой сохраняется и тут: зритель особенно чув-ствоват это, когда проходи.т через отверстия очень толстых стен, больше похожих на толщу Х1ассива, охватывающего внутренность кургана. Но внутреннее пространство персидской ападаны «разъедает» массу, от которой остались только сравнительно тонкие столбы. У зрителя получается впечатление, что масса съеживается у него на глазах, уступая пространству, внедряющемуся в материатьные части. Принцип дематериализации господствует в персидской архитектуре: массы растворяются в окружающей их среде. Дематериализация наблюдается и внутри и снаружи. При приближении к ападане зритель видит, как масса съеживается и как со всех сторон пространство внедряется в наружный объе.м, что выражено в трех портиках, заменяющих собой поверхности наружного .массива, от которого остаются только башни по углам. То же caxjoe наблюдается и в офор.млении са.мих башен. Их стены уходят назад, делая уступы вглубь, так что от массива башен остаются неразложенны-ми только вертикали на углах. Но особенно сильно дематериализация проявляется внутри ападаны. Отношение сравнительно незначительной толшины колонн к большим про.межуткам между тшц создает впечатление, что колонны съеживаются под действием обтекающей их пространственной среды. Желоба, которые покрывают колонны (рис. 238), разры.хляют поверхность их отводов. Пространство на глазах у зрителя внедряется в стволы колонн и растворяет их. Ограничивающие внутреннее пространство стены отходят на второй план благодаря то.му, что большое количество колонн является главнымэлементом пространственной композиции, которая низводит ограничивающие ее стены до значения второстепенного ко.мпозиционно-го элемента. Значение колонны умалялось тем, что отсутствие централизации приводило к возможности по желанию увеличивать или уменьшать количество колонн, не нарушая общего КО.МПОЗИЦИОННОГО принципа зала. Стены завешивали коврами, которые уничтожали ясность плоскостей, обволакивая их вибрирующим динахн1чески.м красочно-пространственны.м сло-е.м. Неопределенным является и верхнее завершение ападаны.




Рис. 238. Колонны дворца в Персеполе, в Иране

Ее верхняя часть погружена в темноту. Высоко под самым потолком развертываются фантастические очертания отдельных элементов капителей (рис. 239), переплетенньгх друг с другом и вырастающих один из другого. Это нагромождение форм завершается пол"ТжтажТ10;1фШт1т~фатдстическими фигурами быков, может быть возникших не без влияния архитектуры Индии, где мы тоже встречаем фантастических животных над подпорами. Капители колонн ападаны насыщают внутреннее пространство тронного зала религиозной мистикой. Они показывают, как быки по сторонам входа, что композиция персидских тронных залов, подобно композиции ассирийских и других восточных дворцов, отличается элементами изобразительности и символики, которые подчиняют архитектуру религии, что так характерно для всех восточных деспотий.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [ 100 ] 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130